Поиск

Собиратели

Постоянная экспозиция «Русское искусство XVIII–XIX веков»Основу собрания музея составляют предметы, поступившие в первые годы советской власти из национализированных усадеб и монастырей через Государственный музейный фонд. Имея общую начальную историю с другими музеями страны, основанными пос­ле революции, новоиерусалимский отмечен своей неповторимой судьбой — во многом трагической.
Во время взрыва немцами ансамбля Ново-Иерусалимского монастыря в 1941 году погибли и пострадали многие ценные экспонаты музея. Реставрация и пополнение фондов стали важными направлениями его деятельности в послевоенный период. Особенно активно эта работа велась начиная с середины 1970-х годов, когда директором В. Ф. Нижегородовым, назначенным в 1973 году, был образован научный коллектив из выпускников Московского государственного университета — искусствоведов и историков. Можно без преувеличения сказать, что именно в эти годы музей пережил время своего возрождения и расцвета.
Н. И. Аргунов. Портрет неизвестной. Холст, масло. 1810-е годыРазмещение музея в стенах Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, состав сложившихся до войны коллекций, а также статус (с 1936 по 1994 год он работал под «вывеской» Московского областного краеведчес­кого) определили основную стратегию его развития как многопрофильного. Пополнялось собрание церковного и светского искусства: практически заново была сформирована коллекция икон, медного литья, рукописных и старопечатных книг, приобретались предметы декоративно-прикладного искусства, опять же заново создавалась коллекция мебели, восполнив погибшую во время разрушений и пожаров 1941 года. В рамках деятельнос­ти головного областного музея сотрудники собрали значительную коллекцию произведений мастеров подмосковных народных промыслов, художественных изделий Гжельского, Дмитровского, Дулевского фарфоровых заводов. Каждое из направлений собирательства достойно отдельного описания, но здесь особое внимание хочется уделить коллекции живописи и графики, тем более что часть живописного собрания входит в сос­тав постоянных выставок и экспозиций музея, во многом определяя его лицо.
Стремясь восполнить утраченные во время войны ценности, собиратели следовали жанровому и тематическому составу сложившейся ранее коллекции. В довоенном собрании русского искусства XVIII-XIX веков основными жанрами являлись портрет и пейзаж. В 1970-1980-х годах эта традиция была продолжена.Ф. А. Тулов. Портрет княгини Е. М. Шаховской. Холст, масло. Первая четверть XIX века
Ценным пополнением портретной галереи стало приобретение «Портрета неизвестной» кисти Н. И. Аргунова. С его именем связан наметившийся в первые десятилетия XIX века процесс демократизации портретной живописи, выразившийся в растущем интересе художников к внутреннему миру человека, в расширении социального круга портретируемых.
Верность натуре и в то же время обобщенная типажная характеристика отличает портреты выученника Петербургской Академии художеств А. А. Васильева и портрет Е. М. Шаховской, написанный художником Ф. А. Туловым.
Увеличение коллекции живописи в 1970-1980-х годах происходило за счет приобретения как произведений XIX века, так и работ русских и западноевропейских мастеров более раннего периода. Так, в частном собрании был куплен портрет Екатерины II 1790-х годов, написанный неизвестным русским художником. К имеющемуся в собрании портрету кисти В. Л. Боровиковского добавилась его картина, изображающая Рождество Христово. Известно, что Боровиковский, вошедший в историю отечественного искусства как выдающийся портретист, на протяжении всей своей жизни обращался и к религиозной живописи.
Работами таких известных художников, как М. Н. Воробьев, А. К. Саврасов, Л. В. Туржанский, обогатился и раздел пейзажа. С именем Максима Никифоровича Воробьева связано развитие русской пейзажной живописи первой половины XIX века. «Итальянский пейзаж. Мост Аммирале в Палермо» создан М. Н. Воробьевым по впечатлениям от его поездки по Италии, где он жил с 1844 по 1845 год. По этюдам и рисункам, сделанным в окрестностях Рима и Палермо, художник работал над итальянскими видами все последние годы жизни.
Перечисляя самые значительные произведения, поступившие в собрание музея за период 1970-1980-х годов, необходимо отметить группу акварелей, пополнивших собрание графического портрета первой половины XIX века. Украшением коллекции стали работы знаменитого акварелиста-миниатюриста П. Ф. Соколова.
В. Л. Боровиковский. Рождество Христово. Картон, масло. 1790-е годыК лучшим акварельным портретам собрания принадлежит портрет жены известного историка и общественного деятеля Тимофея Николаевича Грановского — Елизаветы Богдановны, выполненный К. А. Горбуновым. Тонкость письма, сдержанность цветовой гаммы, верность деталям позволили художнику создать образ, исполненный внутреннего достоинства и благородства.
В результате собирательской деятельности научных сотрудников музея расширились хронологические рамки коллекции. Искусство рубежа XIX-XX веков представлено в собрании рядом приобретений, среди которых особенно хочется отметить работы Л. О. Пас­тернака и А. П. Рябушкина.
К редкому жанру двойного портрета принадлежит выполненный Рябушкиным порт­рет художника, литератора, либреттиста И. Ф. Тюменева и его супруги. Произведение отличается необычайной выразительностью, особенно выделяется изображение самого Тюменева. От его фигуры, лица исходит мощная энергия, ощущение полноты жизни. Светлым приподнятым настроением веет от всего строя картины, написанной в импрес­сионистической манере.
«Портрет А. Б. Высоцкой-Готц» с полным основанием можно причислить к лучшим творениям Л. О. Пастернака. Здесь изображена жена известного чаеторговца Д. В. Высоцкого Анна Борисовна, дочери которой Борис Пастернак посвятил стихотворение «Марбург». Портрет написан пастелью и темперой и выдержан в стилистике последнего большого стиля — модерна.
Говоря о возрождении музея в послевоенный период, нельзя обойти тему рес­таврации экспонатов. Реставрация картин, графических произведений, предметов декоративно-прикладного искусства началась уже в 1960-х годах во Всесоюзном художест­венном научно-реставрационном центре имени академика И. Э. Грабаря. В 1970-х музей заключил договор со Специальной научно-реставрационной мастерской, которая проводила реставрацию масляной живописи и икон. Чуть позднее в музее появились свои мастерские, где реставрировались не только живопись и графика, но и мебель, ткани, художественные изделия из металла.

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию