Поиск

Хранители

Е. С. Зернова. Руины Воскресенского собора. Холст, масло. 1945 год10 декабря 1941 года монастырь разрушили немецко-фашистские захватчики. В Воскресенском соборе были взорваны западные опорные пилоны, несшие на себе своды цент­ральной части и шатер ротонды, в руины превращена колокольня, уничтожены верхние ярусы башен крепостной ограды и надвратная церковь.
Ввиду большой историко-художественной ценности монастырского ансамбля, а также его значения для облика разрушенного города Истры, правительство приняло решение о восстановлении монастыря. Предварительные исследования руинированных памятников возглавил Алексей Викторович Щусев. Вот что он писал в книге «Проект восстановления города Истры» (М., 1946): «Комиссия по охране памятников искусства при Комитете по делам искусств поручила мне и бригаде «Академпроекта» произвести обмеры уцелевших частей этого замечательного памятника и сделать чертежи его рес­таврации. К обмерам приступили осенью 1942 года и в течение зимы 1942/43 гг. были исполнены и сданы Комитету по делам искусств восстановительные чертежи как храма Воскресения, так и всех монастырских построек вместе со стенами и башнями». А. В. Щусев признавал, что на том этапе обмеры не могли иметь «абсолютную точность», но справедливо считал их «вполне достаточными для того, чтобы дать характеристику и провести анализ этого исторического памятника». В чертежах 1942-1943 годов комплекс монастырских зданий был воспроизведен таким, каким он сохранялся до войны. С 1944 по 1949 год бригада, составленная из аспирантов и студентов Московского архитектурного института, изучала и обмеряла изразцы Воскресенского собора. Данные изыскания легли в основу реконструкции керамического декора большой главы собора и в настоящее время служат основой для реконструкции декора колокольни.
В 1950-х годах главным образом разбирались завалы и обследовались отдельные час­ти зданий, ремонтировались помещения, необходимые для функционирования музея. К концу десятилетия в отремонтированных и частично отреставрированных Трапезных палатах открылась первая послевоенная экспозиция.
Работы по восстановлению Воскресенского собора и башен крепостной ограды активизировались во второй половине 1960-х годов. В 1969-м специально для реставрации памятников архитектуры Московской области при Главмособлстрое создается трест «Мос­облстройреставрация» в составе четырех научно-реставрационных производственных мастерских, проектного отдела и производственной базы. Ансамбль Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря стал самым крупным объектом, на котором вновь созданным трестом велись строительно-восстановительные работы. Их осуществлял специализированный стройучасток, базировавшийся в Истре. Главной задачей реставраторов в тот период было Л. Э. Тепфер. Воскресенский собор. Восточный фасад. Реконструкция на конец XVII века. Бумага, акварель, отмывкавосстановить своды и кровли Воскресенского собора и тем самым приостановить процесс разрушения сохранившихся частей памятника и его внутреннего убранства. Большую главу собора восстановили к 1975 году, в 1982-1983 годах на ее барабане появился изразцовый декор, реконструированный по проекту Н. С. Любимовой. В сентябре 1993-го завершились работы по воссозданию внешнего облика шатра ротонды, конструкция которого была выполнена из металла.
Заказчиком всех строительных работ выступило Производственное бюро при Управлении культуры Исполкома Мособлсовета, но и музей не оставался в стороне. Много сделал для воссоздания шатра ротонды директор музея с 1973 года В. Ф. Нижегородов. В условиях постоянного дефицита металла и строительного леса он часто брал на себя труд добывания необходимых материалов. По его инициативе заполнение окон шатра заказали на Волоколамском заводеВоскресенский собор. Восточный фасад. Эскизный проект реставрации 1982 годa. Бумага, акварель клееных конструкций. Именно музей усомнился в целесообразности предложенной кровли шатра из никелированной меди, настояв на проведении испытаний образцов, привлек к изготовлению моделей для медных позолоченных херувимов, украшающих фронтоны наличников окон шатра, скульпторов объединения «Росреставрация». Сотрудники музея, где в начале 1970-х годов появился отдел архитектуры, осуществляли фотофиксацию интерьеров собора и хода реставрационных работ. Фотоматериалы аккумулировались в фототеке отдела. Бережно собирались фрагменты резьбы иконостасов, немногочисленные сохранившиеся иконы, элементы декора. В 1970-х годах старшим научным сотрудником музея Натальей Михайловной Савко формируется фонд архитектурной керамики, куда поступили изразцы, обнаруженные при разборе завалов, раскопках и расчистке территории монастыря. Музей взял на хранение модели, демонстрирующие процесс воспроизводства утраченных элементов декора центральной главы, и изразцы-новоделы. По заказу музея скульптор и архитектор М. М. Ващенко фиксировала отдельные декоративные элементы собора — керамические порталы и наличники. Она обмерила и зафиксировала белокаменные плиты XVII века с надписями, составляющими своеобразный путеводитель по храму, декор первого и второго ярусов ротонды, надгробные плиты, установленные на фасадах собора.
1970-е годы — время интенсивного изучения Воскресенского собора. Завалы в основном были разобраны, опорные пилоны восстановлены, внутри стояли строительные леса, позволившие архитекторам проводить натурные исследования, которые, наряду с архивными изысканиями, требовались для дальнейшей реставрации памятника.
В 1970-х годах группа архитекторов проектного отдела треста «Мособлстройреставрация» — М. Б. Чернышев (руководитель), В. П. Гришин и Л. Э. Тепфер — работала над созданием эскизного проекта реставрации Воскресенского собора. Были сделаны тщательные обмеры сохранившихся частей памятника, проведены натурные исследования кладки и керамического декора, выявившие перестроенные в разное время участки. Данные, полученные при обследовании металлических конструкций кровель, на которых сохранились клейма, дали возможность уточнить даты многих предшествовавших перестроек и ремонтов. Обширный архивный и библиографический материал изучался искусствоведом проектного отдела треста Т. В. Бугаевой. Изыскания, осуществленные авторским коллективом, позволили разобраться в этапах строительства собора и послужили научным обоснованием проекта.

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию