Поиск

Труд и ответственность

Труд и ответственность

Труд и ответственность


Общий вид Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыряCегодня в стенах Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря на одной территории действуют возобновленный православный мужской монастырь и общедоступный светский музей. Интерес к Новому Иерусалиму неуклонно растет, особенно в последнее время, когда окончательное восстановление уникального монастырского комплекса объявлено важнейшей национальной задачей. Многочисленных паломников и туристов в Новый Иерусалим привлекают духовные и культурные ценности как знаменитой обители, так и авторитетного историко-архитектурного и художественного музея.
В течение целой эпохи — с 1920 по 1994 год — музей, образованный в первые годы советской власти в стенах упраздненного монастыря, был единственным пользователем, хранителем и популяризатором наследия Нового Иерусалима, «движимого» и «недвижимого». С сознанием огромной ответственности он выполнял эту миссию. В год 90-летнего юбилея музея следует вспомнить о наиболее значимых вехах его истории — насыщенной событиями и в деталях пока еще полностью не восстановленной.
Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь представляет собой грандиозный ансамбль, возведенный на рубеже Средневековья и Нового времени. Таких масштабов единовременного строительства еще не знала русская архитектура. По исключительности замысла проект Нового Иерусалима под Моск­вой не имеет себе равных в мировой культуре и с этой точки зрения может быть признан уникальным историко-художественным комплексом. В то же время он является продолжением и отражением многовековой традиции создания «Новых Иерусалимов», которая с ранне­христианских времен существовала и на Востоке, и на Западе.
Вывеска. 1919 годПо-разному складывались судьбы закрытых после революции обителей. Некоторые превращались в складские и производственные помещения, другие — в детские дома или психиатрические больницы, третьи — в тюрьмы. Самое страшное — полное уничтожение. Новый Иерусалим избежал этой печальной участи. В апреле 1919 года Воскресенский отдел народного образования обратился с предложением ко всем заинтересованным жителям города Воскресенска явиться на заседание для обсуждения вопросов, связанных с организацией в стенах монастыря исторического музея и музея краеведения. В марте 1920-го уполномоченные Отдела по делам музеев Наркомпроса РСФСР Н. Н. Померанцев, Е. И. Силин, Н. К. Жуков, А. В. Лядов подписали акт, по которому находящееся в городе Воскресенске Московской губернии историческое и художественное наследие бывшего монастыря передавалось в ведение Отдела. Сюда входили собор, церковные постройки, крепостная ограда с башнями, бывший архиерейский дом, скит, ризница, предметы Музея патриарха Никона. 29 марта 1920 года постановлением коллегии Музейного отдела Наркомпроса РСФСР был образован Государственный Ново-Иерусалимский художественно-исторический музей. Охрану имущества возложили на Отдел народного образования города Воскресенска.
Первой заведующей Ново-Иерусалимского художественного музея стала местный педагог П. К. Разумовская. В июле 1921 года по инициативе Главмузея был поставлен вопрос о создании на территории монастырского комплекса еще и Музея местного края. Президиум Уисполкома постановил признать это «в высшей степени необходимым». Для организационных работ учредили комиссию в составе заведующего Воскресенским статистическим бюро Н. А. Шнеерсона, П. К. Разумовской и представителя Уисполкома А. М. Михайлова. В ноябре музей был уже создан, его возглавил Н. А. Шнеерсон. Работа музеев до определенного времени шла разрозненно, что мешало их развитию и «неблагоприятно отражалось на общем ходе музейного строительства в уезде». Кроме того, Новоиерусалимский художественный музей находился на государственном бюджете, Музей же местного края — на городском. В феврале 1922 года Наркомпрос РСФСР принял решение об объ­единении двух этих учреждений в Государственный художественно-исторический краевой музей во главе с директором Н. А. Шнеерсоном, впоследствии много потрудившимся на ниве собирательства коллекций. Соратницей и помощницей его во всех делах и начинаниях стала жена — Е. С. Радченко.
Е. С. Радченко Фотография 1930-х годовОбъединенный музей состоял в прямом подчинении Наркомпроса, направлявшего сюда для научно-практической работы ведущих специалистов в области изучения и сохранения историко-культурного наследия. В тот период в музее работали сотрудник Главнауки Н. Н. Померанцев, историк В. И. Троицкий, этнограф П. Н. Свешников, архитекторы-реставраторы Д. П. Сухов и П. Д. Барановский, специалист по архитектурной керамике А. В. Филиппов. Они заложили основы изучения и научной рес­таврации памятников монастырского ансамб­ля, а также формирования исторических и художественных коллекций музея.
В довоенный период дирекция организует ремонт и даже реставрацию на архитектурных памятниках монастырского ансамбля. Главная забота — Воскресенский собор и скит патриарха Никона. В соборе стеклятся окна, чинится крыша, расчищается керамика. В начале 1920-х годов проводятся работы на скиту патриарха Никона — уникальном памятнике второй половины XVII века.Н. А. Шнеерсон. Фотография 1930-х годов
В 1920-х годах в музее осуществлялась масштабная собирательская деятельность, направленная на комплектование фондов: обследовались закрытые церкви и монастыри, национализированные подмосковные усадьбы, предпринимались этнографические и краеведческие экспедиции, археологичес­кие раскопки. Значительная часть предметов поступала из усадеб Ярополец, Царицыно, Никольское-Урюпино, Братцево и других. Редкие по своим художественным достоинствам произведения искусства тем самым удалось спасти от уничтожения. Были сохранены и такие уникальные реликвии, как личные вещи основателя монастыря патриарха Никона, которые экспонировались в монастырском музее, созданном еще в 1870-х годах трудами архимандрита Леонида (Кавелина) (подробнее об этом см. в публикуемом далее очерке «Путешествие в Новый Иерусалим». — Ред.).
В 1925 году была создана первая музейная экспозиция, позволившая показать все многообразие сформированных к тому времени коллекций — исторических, краеведческих, предметов искусства, в том числе и художест­венных сокровищ Воскресенского монастыря. Таким образом в Новом Иерусалиме продолжились традиции создания общедоступных музеев, заложенные еще в XIX веке.
Первые послереволюционные годы справедливо называют «золотым десятилетием» краеведения. Московские и подмосковные музеи стали общепризнанной научно-методической базой краеведов всей страны. Здесь формировались основы экспозиционной культуры, начало действовать Общество изучения русской усадьбы. Много внимания уделялось прошлому и настоящему Московского края. Крупнейшим центром краеведения, наряду с Дмитровским краеведческим музеем, стал музей в городе Истра (так в 1929 году переименовали Воскресенск).
В 1920-х годах определилось отношение к музеям как к научно-исследовательским учреждениям, ведущим активную культурно-просветительскую работу, — естественно, по законам и велениям того времени. Музеи всех типов были включены в систему учреждений Главнауки. Основная задача — приблизить историко-культурное наследие страны к массам, сделать его доступным для всех категорий населения, прежде всего — для рабочих и крестьян.
С момента основания и практически весь довоенный период музей в Новом Иерусалиме подвергался реорганизациям, обусловленным поиском музейной формы, наиболее соответствующей требованиям «текущего момента». Название музея менялось неоднократно. Но так или иначе работа по комплектованию фондов и созданию новых экспозиций, широкая просветительская деятельность не прекращались. В эти годы музейные фонды пополняются произведениями древнерусского искусства из Можайского Лужецкого, Валдайского Иверского и Иосифо-Волоцкого монастырей, а в ходе кампании свертывания «дворянских музеев» в Истру попала часть коллекций из усадеб Дуб­ровицы, Остафьево, Введенское и других. Значительные поступления пришли из Государственного музейного фонда (Гохран).
В результате активной политики руководства и коллектива истринского музея, в 1920-1930-х годах он сосредоточил значительный массив исторических и художественных ценностей, что позволило ему претендовать на ведущее место в ряду провинциальных «собратьев». К середине 1930-х годов акцент собирательской и экспозиционной работы смещается к краеведению, понимаемому как фактор экономического и культурного подъема страны. Музей в очередной раз меняет название: теперь он — Государственный опытно-показательный краеведческий. В Трапезных палатах создается показательная краеведческая экспозиция на весьма высоком для того времени уровне музейного дизайна.
Наконец, после ликвидации в Москве областного краеведческого музея в 1935 году по решению Наркомпроса РСФСР музей в Ист­ре преобразуется в Московский областной краеведческий. С таким статусом и названием он просуществовал до 1991 года.

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию