Поиск

Царицыно театральное,

Царицыно театральное,

Царицыно театральное,


Царицыно. Сад Диппмана. Открытка начала XX векаПредставим себе Царицыно, каким оно было чуть более столетия назад. Сейчас это труднее, чем несколькими годами раньше, когда дух Царицына начала XX века еще витал над развалинами Большого дворца, прудами и парком. Но сделаем усилие и представим. Начало дачного сезона 1903 года. Впереди долгожданное царицынское лето с его многочисленными удовольствиями и развлечениями — пешие и велосипедные прогулки по парку и окрестностям, катание на лодках, купание в прудах, рыбная ловля, игра в теннис, танцевальные вечера, чаепития на лужайках… Были и те, кто с нетерпением ждал открытия теат­рального сезона, а потом усердно посещал все спектакли и представления, разыгрывавшиеся на сцене небольшого Летнего театра в семейном саду Диппмана. Кто-то бережно хранил афиши и программки. А потом они оказались в фондах Государственного центрального теат­ральном музея имени А. А. Бахрушина. Самая ранняя афиша датируется 1901 годом, самая поздняя — 1910-м, но большая часть (15) относится именно к лету 1903-го.
Вообще же первым театральным сезоном в Царицыне можно считать лето 1775 года, когда под открытым небом здесь состоялся спектакль в так называемом Воздушном театре Екатерины II. 27 августа императрица писала своему постоянному корреспонденту барону Ф. М. Гримму: «Вчера, в именины великой княгини, у нас в лесу была комическая опера «Аннет и Любен» <…> к великому удивлению окрестных крестьян, которые, надо полагать, жили до сих пор в полном неведении, что существует на свете комическая опера». Речь шла о популярной опере-водевиле Ш. С. Фавара «Annette et Lubin comedie en un acte en vers, melee d’ariettes et de vaudevilles», опубликованной в 1762 году (музыка А. Б. Блэза).
Звучала в Царицыне музыка модных спектаклей и во время публичных гуляний начала XIX века. Их организатор, главноначальствующий Экспедиции Кремлевского строения Петр Степанович Валуев, в чьем ведении находилось Царицыно с 1801 по 1814 год, несомненно, хотел открыть здесь и театр, но помешала Отечест­венная война 1812 года, а потом и смерть Валуева. Память же об этой задумке до сих пор жива в неофициальном наименовании баженовского Среднего дворца — Оперный дом.Н. В. Синицын. Оперный дом. Бумага, акварель. 1950-е годы
Регулярные театральные представления начались в Царицыне в конце 1860-х годов — с того времени, когда через Царицыно прошла железная дорога, а само оно стало постепенно превращаться в популярную дачную местность. Московская Удельная контора сдала в аренду мещанину А. Я. Щеглову здание построенного в начале XIX века Валуевского дома с прилегающим участком земли. Щеглов открыл в доме гостиницу, а рядом построил деревянный летний театр. С 1879 года право аренды Валуевского дома было передано мос­ковскому мещанину Г. И. Орлову, контракт с которым дозволял «нанимать музыку, устраивать спектакли, фейерверки на пруде и в саду, как было дозволено содержателю Щеглову». Газета «Мос­ковский листок» в июне 1882 года давала такое описание: «Рядом с рестораном есть летний театр, хотя небольших размеров, но по Царицыну весьма достаточный; лож нет, только один партер, т. е. стулья и скамейки, освещение — стеклянные фонарики. Оркестр, состоящий из 14 человек, под управлением некоего г. Васильева приезжает из Москвы, и до начала спектакля, начиная с 6 часов вечера, играет на эстраде в наружном коридоре театра, выходящем en face к площадке ресторана». По выходным и праздничным дням в театре давались спектакли Драматического Товарищества в пользу Братолюбивого общества в Москве под управлением А. И. Орлова. В репертуаре были комедия «Лекарь поневоле» Ж.-Б. Мольера, водевиль Д. А. Мансфельда «Не зная броду, не суйся в воду» и другие. Пос­ле спектакля стулья в зале убирались, и до двух часов ночи продолжались танцы. Цены на спектакль с танцами составляли от 0,5 до 1,5 рублей.
Спектакли и танцевальные вечера продолжились и тогда, когда в 1883 году новым арендатором Валуевского дома и сада при нем стал на целых три десятилетия саксонский подданный Балтазар Диппман4. «Московский листок» летом 1884 года писал: «Есть в Царицыне и театр, но играют в нем любители, да и то редко. Говорят, впрочем, что любители не из плохих и смотреть их можно». Иногда в Царицыне выступали и профессионалы: так, в спектакле «Кручина» И. П. Шпажинского, разыгранном в «царицынском сарайчике», участвовали известные артисты А. Я. Глама-Мещерская, В. П. Бороздина, В. Н. Андреев-Бурлак, В. П. Далматов и М. И. Писарев.
Афиша 1903 годаВ 1884 году в Царицыне состоялось летнее гуляние немецкого Общества любителей хорового пения. «Маленький и невзрачный в обыкновенное время театрик сада начал принимать нарядную праздничную физиономию; внут­реннее его помещение задрапировано множест­вом разноцветных флагов, а входы утонули в массе гирлянд из дубовой зелени». Однако к середине 1880-х годов театр часто пустовал, не в последнюю очередь из-за состояния самого здания — «сарайчика», «очень смахивающего на амбар, еще более похожего на конюшню, но ничем не напоминающего театр». Отмечалось, что «привычка душить публику в сарае с громким название «театр» — очень дурная привычка, надо бы от нее отвыкнуть»8.
В апреле 1888 года Б. Диппман обратился в Удельное ведомство за разрешением перестроить пришедший в ветхость Летний театр «с перестановкой на другое место» и приданием ему «более приличного вида». Проект и смету на эти работы, завершенные к осени 1888 года, составил удельный архитектор В. К. Семенов. Получилось простое по объемному и планировочному решению одноэтажное деревянное здание с двускатной железной крышей. В нем размещались зрительный зал, сцена и две небольшие уборные. Вход в зрительный зал был отмечен небольшой лестницей и площадкой, огражденной колоннами и балюстрадой.
В 1896 году театр снимала «г-жа Торская». В 1901-м на его сцене выступала «труппа Товарищества драматических артистов под упр. С. С. Томшевой при благосклонном участии Н. Н. Арбатова». Сохранилась одна афиша этого сезона — в воскресенье 12 августа состоялся бенефис артиста П. Н. Арского. Давались три небольшие популярные в те годы комедии — «Лолотта» А. Мельяка и Д. Галеви, «Веселый месяц май» Л. Л. Иванова и шутка А. П. Чехова «Медведь». В последней главные роли исполняли Томшева (вдова Попова) и Арбатов (Смирнов). На танцевальном вечере после спектакля играл оркестр 3-го гренадерского Перновского полка под управлением Г. Миллера.
Летом 1902 года на сцене царицынского театра выступала труппа, именовавшаяся Обществом драматических артистов, во главе с Н. Н. Арбатовым. Представления давались чаще по средам, иногда во вторник и в воскресенье. Играли в основном короткие комедийные спектакли: «Веселый месяц май» Л. Л. Иванова, «Прощальный ужин» А. Шницлера, «Елка» В. И. Немировича-Данченко, «Женская чепуха» и «Комик по натуре» И. Щеглова. Имелась в репертуаре и серьезная постановка — «Лес» А. Н. Островского. Последние спектакли сезона были музыкальными. В воскресенье 11 августа публика увидела комедию-фарс «В царстве поэтов» В. Корнелиевой и комедию-фарс «Камора», в которой исполнялось разными актерами в разных составах 11 «нумеров пенья под аккомпанемент мандолин, мандол и гитар», а в закрытие сезона (бенефис С. А. Гринева) — популярную оперетту «Красное солнышко» («Маскотта») Э. Одрана.
Представления начинались обычно в половине девятого — девять часов вечера и завершались танцами под оркестр военной музыки с такими развлечениями, как «бой конфетти, серпантин и почтовый ящик». Последний поезд на Москву уходил во втором часу ночи.
Сезон 1903 года стал одним из самых ярких в истории Царицына. Целое лето здесь выступала Труппа русских драматических артис­тов под руководством Н. Н. Арбатова. Всего она дала 12 спектаклей (с 27 мая по 8 авгус­та), среди них — «Лес», «Бедность не порок» и «Не было ни гроша да вдруг алтын» А. Н. Островского, «Тартюф» Ж.-Б. Мольера, популярные в те годы и шедшие на сцене императорских театров пьесы «Честь» и «Бой бабочек» Г. Зудермана, «Два подростка» П. де Курселя, «Нежданный гость» («Жак Дамур») по новелле Э. Золя, «Забава» («Без любви») А. Шницлера, «Тетка Чарлея» Б. Томаса. Играли ведущие артисты теат­ра Корша — М. М. Блюменталь-Тамарина, Л. С. Ардатова, А. П. Петровский12, Р. З. Чинаров, В. А. Сашин-Федоров. Гримером труппы был знаменитый мастер Яков Иванович Гремиславский (1864-1941), с 1881 года работавший в Малом театре, с 1888-го — в Обществе литературы и искусства с К. С. Станиславским, а с 1898-го — в Московском художественном театре. В спектаклях участвовал оркестр военной музыки 36-й артиллерийской бригады под управлением капельмейстера И. Неустроева.
Завершился театральный сезон 8 августа бенефисом Н. Н. Арбатова — игрались «Бедность не порок» и «Дорогой поцелуй». А через неделю, 15 августа, заключительным аккордом дачного лета стал «Большой цыганский концерт Московского кружка любителей цыганского пения под управлением Б. А. Ольгина при участии исполнителей цыганских романсов сестер М. В. и В. В. Севоз, В. Л. Ладина, г-жи О. В. Шубиной, Е. С. Кореневой, гг. Ф. Ф. Дорова, известного виртуоза на гитаре Д. Ф. Пелецкого, гитаристов Л. Г. Кроника, М. А. Бидина» и других.

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию