restbet restbet tv restbet giriş restbet restbet güncel restbet giriş restbet restbet giriş restizle betpas betpas giriş pasizle betpas betpas giriş pasizle iskambil oyunları rulet nasıl oynanır blackjack nasıl oynanır

Поиск

Село Царицыно, век XVIII

Село Царицыно, век XVIII

Село Царицыно, век XVIII


Г. Бухгольц. Портрет Екатерины II. Холст, масло. 1770-е годыМузей-заповедник «Царицыно» расположен в одном из красивейших мест на территории Москвы. Здесь в окружении старинного парка на берегу обширного пруда находится уникальный художественный ансамбль XVIII века — несколько дворцовых зданий, окруженных павильонами и садовыми постройками. Более двухсот лет прошло с тех пор, как императ­рица Екатерина II повелела выстроить для себя в Подмосковье величественный дворец, который должен был отразить настроение и вкус времени. Конец 1774 и начало 1775 года оказались щедры на успехи; казалось, они сопутствовали Екатерине во всем. Победой завершилась русско-турецкая война, и в небольшом болгарском местечке Кючук-Кайнарджа на Дунае был подписан выгодный для России мирный договор. Закончилась и тяжелая внутренняя смута: в январе 1775 года в Москве прилюдно казнили ненавистного самозванца Емельку Пугачева. Императрица широко праздновала свои победы в первопрестольной столице.
Великолепные торжества по случаю окончания победоносной войны проходили для знатных особ в Кремле, а для прочего люда — на Ходынском поле. Подготовку ходынского праздника по­ручили Василию Ивановичу Баженову, известному зодчему, академику архитектуры, почетному члену Парижской и Болонской академий, работавшему в Москве над проектом Кремлевского дворца. Помогал Баженову мос­ковский архитектор Матвей Федорович Казаков. Гравюры с изображением нарядных павильонов, сделанные по рисункам Казакова, отразили размах праздника и ознаменовали рождение нового стиля. В постройках были воплощены европейский классицизм и стиль, представлявший «готическую», то есть средневековую архитектуру, отличительным признаком которой считался ее крепостной характер. Ходынские праздничные декорации восхитили Екатерину, пожелавшую закрепить увиденные образы в монументальной форме.
План Черной Грязи и прилегающих земель, снятый сразу после покупки усадьбы Екатериной II в 1775 годуИмператрица провела в Москве почти год. На это время ей необходимо было найти для себя достойное пристанище. Царские дворцы к тому времени обветшали, устарели — требовался новый, праздничный, необыкновенный. Неподалеку от села Коломенского во время прогулки по окрестностям Екатерина II обнаружила старинную усадьбу Черная Грязь, принадлежавшую князю С. Кантемиру, с живописными прудами и большим парком. Прельстившись природными красотами, она выкупила усадьбу и с энтузиазмом взялась за обустройство здесь своей новой резиденции, которую назвала Царицыным селом. Все здания Царицына должны были напоминать о древней архитектуре, об истории европейс­кой и русской. В. И. Баженов взялся за осуществление оригинального проекта в духе ходынских павильонов, а на Петербургской дороге приступил к строительству Путевого дворца М. Ф. Казаков. Новый «готический вкус» в архитектуре начал воплощаться в жизнь.
Счастливым выдался 1775 год для Екатерины Алексеевны не только в государственных делах. Ее большая любовь — Григорий Александрович Потемкин, талантливый вое­начальник и государственный деятель, незаменимый помощник и советник, находился рядом. Всего год назад в Петербурге они тайно обвенчались. Отгремели праздничные парады и фейерверки, отшумели торжественные приемы, отслужены благодарственные молебны. Императрица удалилась в свою новую подмосковную резиденцию на отдых. В июне 1775 года у нее и князя Григория Потемкина рождается дочь Елизавета. Остаток лета Екатерина проводит в Царицыном селе, восхищаясь живописными окрестностями своего небольшого деревянного временного дворца как «сущим раем». Она вернулась в Петербург, а в Царицыне началось возведение дворцового ансамбля.
Екатерину II всецело захватило общее для многих европейских государей конца XVIII века увлечение — плантомания. Строительство экзотических дворцов, окруженных новомодными парками, — благородная болезнь, всепоглощающее стремление показать себя миру могущест­венной и просвещенной монархиней. В письме барону Фридриху Мельхиору Гримму она признавалась: «Моя строительная страсть сильнее, чем когда-либо, и никакое землетрясение не истребило еще столько зданий, сколько мы воздвигаем. Стройка — вещь заколдованная; она пожирает деньги, и чем больше строишь, тем больше хочется строить. Это болезнь, как пьянство, или также род привычки»1.
И она строила — строила много, часто одновременно в нескольких местах. Мода меняла стили, объекты подражания: не успевали воплотить один замысел, как всех охватывала лихорадка следующего. Известнейшие европейские архитекторы приглашались для работы в Россию на самых выгодных условиях. Российские таланты также имели возможность принять участие в преобразовании столичных и провинциальных городов; там и тут возводились новые усадьбы, создавались прекрасные архитектурные и парковые ансамбли.
Императрица пристально следила за всеми последними новшествами в сфере зодчества и паркостроения, вмешивалась в работу архитекторов, часто меняя свои планы и строго отмеряя средства на их осуществление. Постоянное обширное строительство велось в императорских резиденциях под Петербургом; к дворцовым ансамблям петровского и елизаветинского времен добавлялись новые, в которых воплощались самые дерзкие идеи и фантазии, представления об экзотических странах или исторических памятниках. Тогдашние европейские вкусы допускали смешение стилей и придание архитектуре зрелищного, театрализованного характера. Пора было и древнюю столицу — первопрестольную Москву — приобщить к этим веяниям.В. И. Баженов. Вид Царицына села. Проектный чертеж. 1776 год
Василий Иванович Баженов создал проект, известный нам по плану и великолепному масштабному эскизу, изображающему панораму усадьбы со стороны пруда. Романтизированному образу природы на панораме вторят изящ­ные дворцы и парковые постройки. Немного загадочный и волнующий пейзаж принял в свое пространство строгие архитектурные формы, не подавляя и не умаляя их. Асиммет­ричная композиция уравновешивается купами деревьев; вздымающиеся обнаженные пласты необработанной земли словно олицетворяют первозданный хаос, которому противостоит гармония архитектуры. На втором плане как огромные миражи проявляются, словно в тумане, служебные корпуса. Императрица одоб­рила проект, и строительство началось.
Баженов разместил свои постройки на небольшой территории старой усадьбы Кантемиров, окруженной парком. Дворцы и павильоны расположились вдоль высокого берега над прудом, между садами, вдоль склонов оврага, объединив когда-то фрагментарно заполненное пространство. На вершине неровного холма зодчий симметрично поставил два одинаковых корпуса — для императрицы и Великого князя Павла Петровича. В цент­ре, уравновешивая, стягивая всю композицию, поднялся самый большой Кавалерский корпус, по периметру участка разместились малые парковые формы — павильоны различного назначения и конфигурации. Один из дворцов был поставлен «возле боку садового». Единство усадебного пространства обеспечивалось непрерывным сочетанием старых и новых парковых элементов. Пока Баженов занимался всем этим, императрица выписала из Англии садового архитектора Френсиса Рида, который должен был ввести современные модные элементы в существующий заросший усадебный парк.

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию