Поиск
  • 21.06.2017
  • Реплика
  • Автор Михаил Михайлович Попов

Москва рекламная

Москва рекламная

Москва рекламная


 

Начнем, однако, с … асфальта. Приблизительно два года назад в столице появился совершенно новый вид наружной рекламы. Прежде использовались витрины, вывески, стены, растяжки, специальные щиты, бока троллейбусов и тому подобное. Теперь рекламную информацию бросили под ноги гражданам. Когда-то на асфальте рисовали цветными мелками только детишки. Теперь на тротуарах малюют свои  предложения вполне серьезные люди и фирмы. Причем за очень короткий срок данный вид рекламы усложнился структурно и приобрел массовый характер — у вокзалов и станций метро шагу ступить нельзя, не наткнувшись на нанесенную с помощью трафарета надпись. Интересно, что и в этом новом пространстве обнаруживаются все родовые признаки рекламного бизнеса, наблюдаемые нами в привычных его видах.

Во-первых, на асфальте появляются глупости и  нелепости, которых полно на вывесках и растяжках.

«VIP Ломбард» (сфотографировано возле метро «Пушкинская»). Как это понимать? В рекламируемый ломбард приглашаются с вещами депутаты, олигархи, Пугачева? Абрамович сдает яхту? Потанин — комбинат? И их угощают без ограничения шампанским? А своей очереди они ждут в кожаных креслах?

Или вот надпись абсолютно загадочная — «Специалист» (найдена на улице Бауманской).

Во-вторых, видны следы жестокой конкуренции.

Возле метро «Сокольники» я сфотографировал надпись «Адвокаты. Юристы» с номером телефона, где две последние цифры замазаны белой краской — явно работа других юристов.

* * *

Серию снимков, запечатлевших на одной из улиц у трех вокзалов указатели, с помощью которых подробно описывается путь в некую столовую, я даже затрудняюсь как-то конкретно определить. Меня просто восхитила изобретательность работников этой столовой. Я бы назвал подобный метод «Нить Ариадны».

* * *

Помимо приведенных новых примеров, хватает странностей и в привыч­ном стиле.

«Адвокаты. Рубикон. Коллегия адвокатов» (угол Цветного бульвара и Садового кольца)

Здесь мы явно наблюдаем всплеск нечаянной откровенности хозяев фирмы. В русском народе всегда жило неприязненное, опасливое отношение ко всякого рода судейским разбирательствам. Коготок увяз — всей птичке пропасть, гласит пословица. Латинское слово «рубикон» предупреждает в данном случае о том же: стоит войти в двери этого адвокатского заведения — обратного пути уже не будет.

Магазин офисной мебели «Ромул» (рядом с Электрозаводским мостом)

Возможно, это — образчик чрезвычайно тонкой иронии-самоиронии. Тут важно помнить, что римский мифологический герой Ромул — не только основатель Рима, но и братоубийца. У него был брат Рем, так же, как и Ромул, вскормленный известной волчицей, являвшийся его естественным конкурентом и убитый ради трона, ради кресла. Может быть, основатели магазина шутя намекают, что их мебель предназначена для людей, которые всегда побеждают своих конкурентов, не останавливаясь ни перед чем. Правда, мне кажется, что бизнесмены, способные брата родного не пожалеть ради финансового успеха, редко обладают настолько тонким чувством юмора, чтобы понять столь изящный замысел рекламщиков.

 

«Турецкая сауна. Релакс» (Большая Почтовая улица)

Типичный оксюморон. «Чистая грязь», «горячий снег». Финская баня — принципиально сухая, турецкая, наоборот, работает с использованием большого количества воды. И мне не кажется, что тут кто-то пытался шутить.

«Реалист. Классическая мужская одежда» (Малая Басманная улица)

Оказывается, есть не только «басманное правосудие», но и «басманная» история культуры. По поводу правосудия я промолчу, не в курсе дела, а вот то, что реализм и классика — вещи принципиально разные, не могу не заметить. Эпоху классицизма расшатали романтизм, сентиментализм, и уж потом пришло время реализма. «Реалист» и «классика» в названии одного заведения смотрятся странно. Хотя, наверное, это не так бросается в глаза, как «турецкая сауна».

Трактир «Киевская Русь» (там же)

Опять Малая Басманная улица. И с историей у здешних коммерсантов не все в порядке. Слово «трактир» происходит от латинского «tracto» — угощаю, потчую. Конечно, в Киевской Руси имелись заведения, где можно было выпить и закусить. Но период истории, называемый «Киевская Русь», охватывает IX–XI века, в крайнем случае — начало XII, и как выглядела тогда система общепита, достоверно не известно. Трактирами у нас в XIX веке назывались рестораны, пусть и не самого высокого разряда, и первые из них появились во всяком случае после  освобождения от татаро-монгольского ига. В данном случае имело бы смысл заменить слово «трактир» на «кабак». Правда, я не уверен, что это существенно изменило бы суть происходящего в заведении.