Поиск

Выставка «Благословенный труд. Жизнь и творчество монахини Иулиании (М. Н. Соколовой)»

Выставка «Благословенный труд. Жизнь и творчество монахини Иулиании (М. Н. Соколовой)»

Выставка «Благословенный труд. Жизнь и творчество монахини Иулиании (М. Н. Соколовой)»


Монахини Иулиания (Мария Николаевна Соколова)Недавно прошедшая выставка была посвящена 110-летию со дня рождения выдающе­гося иконописца монахини Иулиании (Марии Николаевны Соколовой. 1899-1981).
Церемонию открытия возглавили директор музея Геннадий Викторович Попов и ректор Московских духовных школ архиепископ Верейский Евгений (Решетников).
На выставке были представлены работы монахини Иулиании — зарисовки закрытого в советские годы московского храма святителя Николая в Кленниках на Маросейке, созданные в конце 1920-х годов копии древних фресок Новгорода, Пскова и Вологды. Некоторые из них — едва ли не единственные оставшиеся изображения не существующих сейчас росписей (церквей Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле, Спаса Преображения на Нередице). Многие образы — копии древнерусских икон, в частности, список Владимирской иконы Божией Матери, подаренный монахиней Иулианией Пат­риарху Пимену.
«Здесь представлены даже работы из Пат­риарших собраний, — рассказал архимандрит Лука (Головков), заведующий Иконописной школой при Московской духовной академии. — Экспозицию предваряла большая работа по выявлению, если можно так выразиться, материального наследия матушки Иулиании, не говоря уже о другом — нематериальном ее опыте, слове, самой жизни, которые влияли на иконописание самым серьезным образом».
Монахини Иулиания (Мария Николаевна Соколова)Посетители выставки увидели также одну из самых значимых работ монахини Иулиании — икону Всех святых, в земле Российской просиявших. «Создание этой иконы — акт великого мужества. Он делает фигуру матушки Иулиании важной в истории отечественного иконописания и вообще всей культурной жизни России», — считает Г. В. Попов.
В центре выставочного зала располагалась экспозиция небольших икон, умещающихся на ладони. Их монахиня Иулиания написала специально для домашних богослужений. Когда было закрыто большинство храмов, а многие священнослужители и верующие подверглись арестам, литургии служили дома, используя такие образа.
«Эти иконы уникальны, потому что все они были на службах в то время, когда никто не знал, что может случиться с ним завтра. Люди умели беречь тайну, и благодаря этому Церковь сохранялась. Эти образы проникнуты особым духом, напоены молитвой, слезами того времени — времени горя и величайшего внутреннего подъема», — рассказала корреспонденту портала «Татьянин день» племянница монахини Иулиании, преподаватель Иконописной школы при Мос­ковской духовной академии Наталья Алдошина.
На эти небольшие иконы обратил особое внимание и архиепископ Верейский Евгений: «На примере матушки Иулиании и той небольшой общины, которая сложилась на Маросейке вокруг священника Алексия Мечева, по сути дела, прослеживается жизнь всей Церкви. На выставке представлена икона, в которую вставлялся антиминс. В эпоху гонений молодая девушка носила ее с квартиры на квартиру — туда, где служили литургию. Это же живая история нашей Церкви на примере конкретного человека».
Владыка отметил, что работы монахини Иулиании стали как бы мостом, перекинутым из XIX века к современности, к современной иконописи. Ее трудами в 1958 году в стенах Мос­ковской духовной академии был открыт иконописный класс, которым матушка Иулиания руководила в течение 23 лет. Обучаться в этой школе могли только студенты семинарии и академии, государство не допускало, чтобы церковной живописью занимался кто-то со стороны. Но в те времена даже горстка учащихся иконописной мастерской была важна для сохранения церковной традиции. «Нынешнее развитие иконописи — память о том, что оставила нам матушка Иулиания», — заключил архиепископ Евгений.

http://www.patriarchia.ru