Поиск

«Архирегент всея Руси»

«Архирегент всея Руси»

«Архирегент всея Руси»


День Ангела архимандрита Матфея. 29 ноября 2007 года«О величии его духа
и его подвига»

Для многих людей как в нашей стране, так и во всем мире русское церковное пение ассоциируется прежде всего со звучанием объединенного хора Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии и семинарии, которым около полувека руководил профессор Московской духовной академии, один из старейших насельников лавры архимандрит Матфей (Мормыль). Имя архимандрита Матфея известно не только священнослужителям, регентам и певцам церковных хоров, но и широкому кругу деятелей музыкального искусства. Самый знаменитый регент во всей Русской Православной Церкви второй половины XX столетия, он по праву возглавил целое направление особой лаврской традиции церковных песнопений. Его заботами Братский хор лавры получил поистине мировое признание, став еще в советские годы ярким свидетельством преемства монашеского подвига, соединенного с творческим осмыслением традиций церковного регентства и хорового исполнительского мастерства. В эпоху гонений на Церковь это было одной из самых действенных форм утверждения православной веры как в нашем Отечестве, так и за ее пределами. Не одно поколение верующих людей воспитано на молитвенном пении этого хора.
Лаврский хор архимандрита Матфея имел свой, только ему присущий стиль в исполнении и интерпретации музыкальных текстов, совмещая градации кафедрального (смешанный состав) и монастырского (однородный состав) пения. Отец Матфей являлся ревностным собирателем и реставратором церковных распевов, авторитетнейшим и опытнейшим в области церковного пения человеком, им переложено большое число песнопений на распевы, которые принято считать лаврскими.
Всем памятен всплеск интереса к церковной музыке после празднования 1000-летия Крещения Руси. С тех пор церковные песнопения стали исполняться повсюду и всеми. Любой мало-мальски профессиональный хоровой коллектив обязательно включал их в свой репертуар. Это и понятно — в русскую хоровую музыку вернулась целая Атлантида. Теперь прошло достаточно много времени для того, чтобы «от количества перейти к качеству», уяснив, как должна звучать эта музыка, когда она поется не в концерте, а в храме. Профессионализм хора, чистота интонации, красивые голоса, выразительность и музыкальность исполнения — все это прекрасно и обязательно нужно церковному хору. Но вознести церковное пение к небесам может только молитвенность. Молитвенное пение не опишешь словами, но всегда узнаешь сердцем. В православных песнопениях «духовность» и «молитвенность» — это не какая-то невещественная и неизъяснимая субстанция, а вполне конкретное музыкальное качест­во, которое может возникнуть только при соблюдении определенных правил и музыкальных законов. Совокупность этих законов и правил составляет музыкальный канон, применение которого обеспечивает создание молитвенных напевов. Когда хор Троице-Сергиевой лавры исполняет тропарь преподобному Сергию Радонежскому на лаврс­кий напев — это простым пением уже не назовешь. Это — молитва!
Авторские произведения отца Матфея, его гармонизации и редакции церковных песнопений и гимнов отличает глубочайшее религиозное чувство,благодаря чему они до сих пор остаются непревзойденными. На протяжении многих лет он щедро делился с воспитанниками семинарии и студентами академии знаниями в области Нового Завета и истории церковного пения, воспитав несколько поколений пастырей, регентов и певчих. Многие из них, став священниками и архиереями, пас­тырствуют в разных уголках страны и мира; сотни его учеников трудятся на ниве церковного пения, сохраняя и развивая заложенные им певческие традиции.

* * *

Родился Лев Васильевич Мормыль на Северном Кавказе в станице Архонской бывшей Терской области, в семье православной, благочестивой, певческой. Среди предков были монашествующие. В 1959 году окончил Ставропольскую духовную семинарию. В студенческие годы Лев Васильевич успел послушать и навсегда сохранить в душе почаевское и киево-печерское монастырское пение.
С 1959 по 1963 год обучался в Москов­­ской духовной академии. Пострижен в мо­нашество с именем Матфей (1962). С 1963 по 1974 год — преподаватель Московской духовной академии и семинарии (церковный устав, Священное писание Ветхого и Нового Завета, литургика). С 1961 года — уставщик и старший регент хора Свято-Троицкой Сергиевой лавры, руководитель объединенного хора Лавры и Московской духовной академии и семинарии. За годы служения отец Матфей был удостоен множества церковных наград.

* * *

Став регентом лаврского хора, отец Матфей составил и обогатил репертуар для мужского хора на основе известного сборника духовно-музыкальных песнопений, куда входили произведения А. Д. Кастальского, А. В. Никольского, С. В. Рахманинова и других корифеев духовной музыки. Казалось бы, «пестрота» материала? Однако властная и опытная рука архимандрита Матфея в соединении с его талантом «распевщика», который излагает, перелагает, гармонизует и редактирует, не только не позволили просочиться эклектике, но и отрежиссировали всю интонационно-музыкальную палитру. Репертуар подбирался строго в соответствии с церковным уставом.
За долгие годы работы архимандрит Матфей собрал и издал различные сборники: Литургии, Всенощной, Великого Поста, Страстной Седмицы, Пасхи, Рождества Христова; сделал много переложений со смешанного хора на мужской. Одним из уникальных образцов современного бого­служебного пения Русской Православной Церкви является составленный им нотный сборник «Всенощное бдение. Неизменяемые песнопения для монастырских хоров» (Троице-Сергиева лавра, 2005). Таких сборников не было прежде; не исключение и известное лондонское издание, лишенное авторско-регентской режиссуры. В этом новизна и неповторимость издания архиманд­рита Матфея, основанного на репертуарной традиции Троице-Сергиевой лавры.
Особого внимания заслуживают многочисленные обработки самого отца Матфея, представленные в разнообразных жанровых вариантах — изложение, переложение, гармонизация, редакция, сочинение. Изложение — это запись одноголосного распева (в основном знаменного1) или гармоническая версия обиходного песнопения (многочисленные изложения суть результат личного опыта отца Матфея, который «понаслышке», «по напевке» запомнил, собрал, обобщил и записал огромное множество музыкальных фактов). Переложение — чаще именно озвучивание композиторской музыки в ином хоровом составе — для мужского хора. Гармонизация — традиционное «облачение» в многоголосие того или иного распева или напева. Редакция — как бы «вычитка» переложения чужой музыки. Перечисленное — далеко не полный перечень всего того, что представлено в нотных сборниках отца Матфея.

Игумен Матфей дирижирует смешанным хором в малом составе  в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.  Службу совершает епископ Дмитровский Филарет (Вахромеев),  ректор Московской духовной академии* * *

Основной задачей своего церковного послушания архимандрит Матфей считал необходимость проводить службу так, чтобы не совестно было ни перед Богом, ни перед людьми. Он выработал свою неординарную методику работы с хором, подготовки певчего к богослужению.
В связи с особой организацией учебного процесса в духовной академии состав хора почти полностью меняется каждые два года. Новенькие сначала сидят и слушают. Хорис­там отец Матфей советовал «смотреть ушами, а петь глазами» (это он взял из методики обучения в Синодальном хоре). Система проста: на репетициях один поет, остальные слушают. Затем все вместе анализируют, что получилось, что не получилось. Так от репетиции к репетиции, сравнивая, сопоставляя результаты, учась на ошибках своих и чужих, ступенька за ступенькой хор продвигается вперед. Спевки — не меньше двух раз в неделю: хор и мужской, и смешанный. Певчих необходимо постоянно держать в рабочей форме.
Разучивать произведение отец Матфей всегда начинал с наиболее «интересного» момента — или с самого красивого, или, может быть, с самого трудного; или находил такой блок, который является «развязочкой» всего.
Что касается работы над звуком, то звук должен идти через нёбо и резонировать в мас­ку, то есть быть «на уровне апостольника» (атрибут женского монашеского одеяния). При работе над интонацией он использовал принципы К. К. Пигрова и П. Г. Чеснокова, основываясь на интонациях натурального строя. Отец Матфей строил интонацию в пении еще и на том, чтобы звук собирался под нёбом, как под колоколом, — так удавалось добиться «керигматичности» исполнения («керигма» по-гречески — провозглашение, благовестие). В работе как с мужским, так и со смешанным хорами всегда стремился приблизиться к звучанию детских голосов.
Интересно ответил отец Матфей на воп­рос о том, как следует относиться к знаменному распеву, если от него появляются другие распевы. Ответ был мудр и прост: «Значит, он уже не единственный; и отсюда открывается возможность другому распеву выйти на поверхность. Знаменный распев занимает свое подобающее место по принципу соборности — первый среди равных. Вместе с тем правомерно ставить также и другие распевы. Почему мы должны умалять достоинство других распевов? Лидерство знаменного распева упущено. Знаменный распев — это действительно драгоценное сокровище нашей Церкви; он — патриарх церковных распевов. Но абсолютизировать его мы не имеем права. Церковное пение — это богослужение. Распев принадлежит Церкви, икона принадлежит Церкви, композиция иконы принадлежит Церкви — если все это соответствует каноническим нормам. Поэтому и пение должно быть богослужением. Поя — служи! Служа — пой!».
Как решал отец Матфей проблемы клиросного пения? Кратко это можно свести к нескольким пунктам:
1. Лаврский хор отца Матфея, состоявший из семинаристов, пел праздничные службы, разделяясь на два клироса. Литургию пел смешанный хор на правом и часть однородного на левом, сохраняя тем самым единство стиля для создания поистине антифонного пения3.
2. Мелодическое оформление богослужения строилось в строгом соответствии с церковным уставом и литургическими особеннос­тями тех или иных песнопений.
3. Проблема нецерковных певчих в лавре полностью отсутствовала, так как пели лаврская братия и семинаристы. Женский состав тщательно подбирался из прихожанок лавры, духовных чад братии, выпускниц Регентской школы.

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию