restbet restbet tv restbet giriş restbet restbet güncel restbet giriş restbet restbet giriş restizle betpas betpas giriş pasizle betpas betpas giriş pasizle iskambil oyunları rulet nasıl oynanır blackjack nasıl oynanır

Поиск
  • 21.06.2017
  • Альбом
  • Автор Николай Васильевич Маркелов

Привет с Кавказа

Привет с Кавказа

Привет с Кавказа


«Привет с Кавказа». Открытка начала XX века. На оборотной стороне помещена реклама Петроградской обувной фабрики «Столяров с сыновьями»В Доме-музее М. Ю. Лермонтова в Пятигорске хранится многочисленная коллекция почтовых открыток конца XIX — начала ХХ века. Значительная их часть посвящена Кавказу. Эти потрепанные кусочки картона ныне представляют собой интереснейший источник историко-краеведческой, этнографической и прочей информации. К тому же здесь нередки образцы высокого фотографического и живописного искусства. Предлагаем читателям познакомиться с кавказским разделом пятигорского открыточного собрания.

* * * Карачаевцы на фоне ущелья реки Гоначхир. Издание фотографа Г. И. Раева

До революции имели широкое хождение открытки, имевшие разных издателей, но объединенные одной темой — «Типы Кавказа». Название говорит само за себя. Иног­да этнографические типажи запечатлевали «в натуре», иногда делали, как теперь говорят, постановочные снимки в павильонах на фоне нарисованных декораций. В любом случае эти открытки о многом могут рассказать историку или этнографу. Здесь и национальные костюмы, и оружие, и орудия труда, и домашняя утварь… Можно увидеть и групповые снимки — сцены торговли или народного танца.
В большинстве случаев имена людей, позировавших для типажных фотооткрыток, остались неизвестными. Но есть и совершенно особый разряд таких открыток, изданных именно потому, что они изображают знаменитостей. Прославленный русский полководец и покоритель Кавказа А. П. Ермолов, имам Чечни и Дагестана Шамиль, воспетый Л. Н. Толстым аварец Хаджи-Мурат, основоположник осетинской художественной литературы Коста Хетагуров… А вот совсем уникальный случай: для типажной открытки позируют в греческом и турецком костюмах две княжны — дочери известного на Кавказе генерала М. З. Аргутинского-Долгорукого.
В советское время издание подобных открыток постепенно прекратилось. В конце 1920-х годов в Грузии вышла обширная рисованная серия «Уходящий Тифлис». Автором динамичных жанровых сценок и шаржированных портретов стал художник О. И. Шмерлинг. Серия переиздавалась несколько раз. В 1936 году в Москве выпустили серию «Народы Кавказа в национальных костюмах». Правда, рисунки, использованные для нее, были выполнены еще в 1910 году художником М. Тильке и хранились в Государственном музее Грузии.

* * *

Открытки, посвященные Кавказским Минеральным Водам, стали выходить в свет на рубеже XIX и XX веков, когда их изданием с энтузиазмом занималось множество российских и иностранных фирм. Печатались они в России и за ее пределами (например, в Германии и Швеции), как правило, черно-белыми, реже — в виде цветных репродукций и представляли собой виды всех достопримечательностей городов-курортов, включая ближние и дальние окрестности — вплоть до самого Эльбруса.
Кавказские курорты переживали в то время бурный расцвет. Лечебная база здесь вполне соответствовала требованиям времени, и в каждом городе возникали комфортабельные ванные здания или грязелечебницы. Источники минеральной воды украсились каменными бюветами, появились водопродажные павильоны, парки и цветники манили тенистыми аллеями. Не забудем и места вечерних увеселений: прекрасные галереи из цветного стекла в Пятигорске и Железноводске и знаменитый кисловодский Курзал. Отели и гостиницы, ресторации и театры — все было к услугам курортной публики, наполнявшей южные города в летний сезон. И каждый стремился послать с Кавказа открытку домой. Выбор был велик, но самым большим успехом пользовался тогда жанр открыток сувенирных. Это не просто изображение того места, где вы побывали и о котором захотели сохранить память. Есть здесь своя изюминка. Над сувенирной открыткой обычно трудился хороший художник. С выдумкой, с юмором он старался передать атмосферу, царившую на водах, отразить в забавном, а иногда и в откровенно карикатурном виде особенности курортной жизни.

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию