Поиск

О росписях нового храма в Дивееве

О росписях нового храма в Дивееве

О росписях нового храма в Дивееве


Храм расписывали члены Союза художников России Максим Евгеньевич Миронов и Ирина Александровна Миронова (Кокурина). Они же являются авторамипроекта росписей и эскизов. Работы были окончены в марте 2010 года.
Стенопись храма, ориентированная на лучшие образцы Московской школы XIV-XV столетий (Андрей Рублев, Дионисий) и некоторых сербских фресок того же времени, создавалась по творческому проекту. Творческими по сути являются все сюжеты. Хотя авторы и опирались на росписи Ферапонтова монастыря, Дечан и Студеницы, эти росписи XIV-XV веков не копировались, а перерабатывались применительно к архитектуре данного храма. Ряд сюжетов, отражающих историю Дивеева, являются новыми, они впервые изображены иконописными средствами.
Поскольку храм посвящен Богородице, рос­писи выполнены на голубых фонах, символизирующих чистоту, девство Матери Божией. Их можно подразделить на три цикла.
Основной цикл, занимающий центральную и восточную части свода, — это избранные Богородичные праздники. Над иконостасом в центре свода в круге — большое изображение иконы Божией Матери «Знамение». По южной половине свода (слева направо от алтаря): Рождество Божией Матери, Введение во храм Пресвятой Богородицы (здесь Она изображена трижды — со Своими родителями Иоакимом и Анной, на ступенях храма, встречаемая первосвященником, в Святая Святых, питаемая ангелом). По северной половине свода (слева направо к алтарю): Благовещение у колодца и Благовещение за пряжей, Рождество Христово, в алтарной части за иконостасом в верхнем регистре — Евхаристическая композиция со служащими ангелами.
Западная часть свода и западная стена, примыкающая к больнице, посвящены евангельским сюжетам исцеления больных Спасителем, а также святыми целителями. По южной половине свода: Исцеление Хрис­том слепорожденного (в пределах одной композиции слепорожденный изображен дважды — Хрис­тос помазывает ему очи, а наверху, над квадратным окном, он омывается в купели). По северной половине свода: Воскрешение Лазаря. Со­единяет эти композиции западная стена на балконе, на которой изображена группа целителей (слева направо): бессребреники мученики Косма и Дамиан Аравийские, священномученик Антипа, целитель великомученик Пантелеимон, преподобномученица Великая княгиня Елисавета, святители Лука (Войно-Ясенецкий) и Алексий Московский, врачи безмездные мученики Кир и Иоанн. Пейзаж западной части свода и западной стены единый — горки с композиции со слепорожденным с одной стороны и архитектура Иерусалима с другой плавно переходят на фон композиции стоящей группы святых целителей (они изображены среди цветов и деревьев райского сада).
Дверной проем этой стены, расположенной на клиросе, украшен орнаментом с райскими птицами. Таким образом, святые целители, находящиеся в раю, как бы присутствуют и в храме вместе с певчими. Здесь же, на клиросе, — архангелы Михаил и Гавриил и серафимы. По нижней части западной стены под балконом следуют композиции (слева направо): Исцеление расслабленного, Исцеление Христом глухих, слепых, хромых, Исцеление кровоточивой, Воскрешение дочери Иаира.
Третий цикл, расположенный на южной и северной стенах в нижнем регистре храма, включает в себя избранные сцены жития преподобного Серафима и более поздние дивеевские события.
По южной стене — житие преподобного Серафима Саровского (слева направо от иконостаса): Падение Прохора с колокольни в детстве и Чудесное исцеление его во сне Божией Матерью, Исцеление Прохора от Курской Коренной иконы Божией Матери во время крестного хода, Преподобный Серафим Саровский копает канавку (явление сестрам Мельничной обители), Явление Божией Матери преподобному Серафиму в день Благовещения (над южной дверью храма), Явление Духа Святого по молитве преподобного Серафима в его беседе с Мотовиловым, Исцеление преподобным Серафимом Мантурова от болезни ног, Исцеление племянника княгини во время моления преподобного на воздухе.
По северной стене — история Дивеева и дивеевские чудеса (слева направо к иконостасу): Исцеление больных на источнике преподобного Серафима, Исцеление бесноватого у раки с мощами преподобного Серафима в Троицком соборе, Святой страстотерпец царь Николай принимает от священномученика Серафима (Чичагова) Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря (эта композиция взята с авторской иконы, написанной одним из художников данного храма Ириной Мироновой (Кокуриной) к столетию прославления преподобного Серафима Саровского; икона находится в мос­ковском храме Ильи Обыденного), Собор дивеевских святых (центральная, главная в ряду, композиция, расположенная над северной дверью храма), Явление Божией Матери святителю Серафиму (Звездинскому) на Канавке, Явление Божией Матери во сне матушке Маргарите, Исцеление хромого на Канавке. На последней показано недавнее чудо: человек, страдающий неизлечимой болезнью ног, в последней надежде с трудом добравшийся до Дивеева, обрел исцеление на Канавке. Не знающий молитв, он полз по ней со словами «Господи, помоги!», а к концу пути уже шел своими ногами; на стене он изображен исцеленным, благодарящим Бога.

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию