Поиск

Москвы Почетный гражданин

Москвы Почетный гражданин

Москвы Почетный гражданин


Начальник Управления Московской железной дороги И. Л. Паристый (слева) в рабочем кабинете. Москва, 1981 год. Автор Л. Вензе. 1-46295И. Л. Паристый принадлежит к поколению людей, которые вступили во взрослую жизнь после окончания Великой Отечественной вой­ны. Они не поднимались в штыковые атаки и не участвовали в штурме Берлина, но на их долю выпала не менее трудная задача по восстановлению и развитию разрушенного войной народного хозяйства нашей страны.
Родился Иван Леонтьевич в городе Бахмач Черниговской области в семье железнодорожника. Его отец сорок лет проработал дорожным мастером, и мальчик с раннего детства не представлял для себя иного пути, чем отцовская стезя. После окончания десятилетки поступил в Днепропетровский институт инженеров железнодорожного транспорта. В 1954 году, получив диплом с отличием, был распределен в Брянск. С этого времени трудовая жизнь И. Л. Паристого тесно связана с Московской железной дорогой.
Начав работать дежурным по станции Брянск-2, Иван Леонтьевич прошел все этапы карьерной лестницы: начальник механизированной горки, заместитель начальника, начальник станции, начальник отдела движения Брянского отделения. Важной вехой в его профессиональном становлении стала должность начальника Брянского отделения МЖД, назначение на которую последовало в 1962 году. Именно начальник отделения, обладая широкой самостоятельностью, решает весь комплекс проблем на своем уровне. В Брянске издавна сложился высокопрофессиональный коллектив железнодорожников, которому оказались по силам переход с паровозов на тепловозы, потом на электротягу, реконструкция депо и многое другое. Брянские машинисты одними из первых начали водить тяжеловесные грузовые поезда. Молодой энергичный начальник отделения, пользовавшийся в коллективе авторитетом и любовью, был инициатором большинства техничес­ких новшеств. Помимо профессиональной деятельности, Л. И. Паристый неоднократно избирался депутатом Брянского областного и городского советов народных депутатов, вел активную общественную работу. В 1968 году он назначается заместителем начальника Мос­ковской железной дороги, а в 1978-м возглавил столичную магистраль. И. Л. Паристый (второй справа) дает пояснения члену Политбюро ЦК КПСС, первому заместителю Председателя СМ СССР Г. А. Алиеву во время посещения им одного из московских вокзалов; среди присутствующих — министр путей сообщения СССР Н. С. Конарев (первый справа). Москва, апрель 1985 года. Автор Л. Вензе. 1-56715
Время, когда Иван Леонтьевич руководил МЖД, по праву называют «эпохой Паристого». Именно в эти годы дорога стала образцом динамично развивающегося предприятия, технической и технологической модернизации сложнейшего железнодорожного механизма Центральной России. Завершается строительство Большого окружного кольца. Формируются крупнейшие сортировочные комплексы Орехово-Зуево и Бекасово, в результате чего дорога добилась рекордных объемов перево­зок. Ведется работа по повышению эффективности использования подвижного состава, сокращению простоев вагонов под грузовыми операциями, совершенствованию работы станций. По личной инициативе Ивана Леонтьевича начинается внедрение технологии вож­дения большегрузных поездов — этот опыт и сейчас широко применяется.
Столичная магистраль — эпицентр транзитного пассажиропотока. Поэтому проблем неотложных было не счесть. Вот только одна из них: московские железнодорожные вокзалы к концу 1970-х годов выглядели отнюдь не лучшим образом. Именно при Паристом вошла в обиход известная сейчас каждому москвичу и гостю столицы фраза: «Вокзал — визитная карточка города». При активном участии Ивана Леонтьевича разрабатывалась комплексная программа реконструкции столичных вокзалов, изыскивались средства и специалисты. И обновленные вокзалы один за другим стали открываться во всем своем великолепии: Павелецкий, Белорусский, Савеловский, Рижский, Ярославский… Была завершена масштабная реконструкция самого перегруженного — Казанского — вокзала.
Под руководством И. Л. Паристого много лет работал технико-экономический совет, на ежемесячных заседаниях которого обсуждался широкий спектр вопросов: внедрение вычислительной техники на дороге, результаты проверок работы отделений, ситуация с кад­рами.
И. Л. Паристый на собрании, посвященном вручению знамени ЦК КПСС коллективу Московской железной дороги. Москва, 1984 год. Автор А. Вакалов. 0-57389Активная жизненная позиция, стремление быть в гуще событий и умение решать самые сложные проблемы способствовали успехам И. Л. Паристого не только в производственной, но и в общественной деятельности: Иван Леонтьевич дважды избирался депутатом Верховного Совета РСФСР.
Большая его заслуга — решение проблемы изношенности пригородного подвижного состава. В начале 1990-х годов налаженная в СССР кооперация железнодорожников с транспорт­ными машиностроителями разрушилась. Риж­ский завод запросил баснословные цены за свои электрички. И тогда МЖД стала первым инвестором в организации выпуска электропоездов на Демиховском машиностроительном заводе. Хотя финансовые проблемы в тот период испытывали все магистрали, почин Парис­того поддержали. Уже в 1992 году был создан прицепной вагон, а затем с помощью министра путей сообщения Г. М. Фадеева удалось организовать поездку тогдашнего премьера Правительства РФ В. С. Черномырдина в Демихи и на месте убедить его в необходимости и возможности создания мощного предприятия по выпуску электричек. Сегодня ДМЗ является основным предприятием в России по производству электропоездов ЭД4М, ЭД9М, ЭД4МК и вагонного подвижного состава. Здание Казанского вокзала. Москва, 1984 год. Автор И. Буров. 1-2500 цв
МЖД начала 1990-х годов — это двухсот­тысячный коллектив, круглосуточно обслуживавший огромное хозяйство, почти десять тысяч километров стальной колеи, семьдесят девять локомотивных и вагонных депо, энергоучастки и ремонтные предприятия, общеобразовательные и профессиональные учебные заведения и так далее. Для успешного руководства таким гигантским предприятием требовалось обладать действительно колоссальными организаторскими способностями. Около двух десятилетий Иван Леонтьевич возглавлял это беспокойное хозяйство, снискав искреннее уважение всех, кто его знал. Помимо производственных, И. Л. Паристого заботили дела социальные: ведомственные больницы и поликлиники, строительство жилья для очередников и многое другое. Сюда вкладывались значительные средства; финансирование не прекращалось даже в кризисные 1990-е годы.
Малая Московская и Новомосковская детские железные дороги также находятся в ведении МЖД. Поддержке и развитию этих уникальных баз для подготовки будущих железнодорожников Иван Леонтьевич уделял большое внимание.
Велика роль и личное участие И. Л. Парис­того в становлении и развитии спортивного клуба «Локомотив».
Иван Леонтьевич был награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Октябрьской Революции и «За заслуги перед Отечест­вом» IV и III степеней, многими медалями. В 1976 году ему присваивается звание «Почетный гражданин города Брянска», а в 1997-м решением Московской городской Думы — звание «Почетный гражданин города Моск­вы» — «за выдающиеся заслуги в организации работы Московской железной дороги, существенный личный вклад в строительство и восстановление исторического облика Мос­ковских железнодорожных вокзалов, большую общественную деятельность». С 2006 года по маршруту Москва-Брянск курсируют два фирменных поезда, названные его именем — голубые экспрессы «Иван Паристый».

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию