Поиск

Три брата — три монастыря

Три брата — три монастыря

Иллюстрация: А. В. Гине. Буря на Валааме. Холст, масло. 1878 год


Соловецкий монастырь. Фотография автора

Карело-финские народные сказания о соловецких православных подвижниках.

Собирая источники по истории монастырей, я всегда старался отыскать местные предания. Особенно ценными мне представлялись легенды, повествующие о святых отшельниках и основанных ими монастырях, бытовавшие главным образом в Олонецком крае и имевшие отношение к Валаамской и Коневской обителям. Народные сказания существенно дополняли скудную житийную литературу, а в случае с Валаамским монастырем, житие основателей которого не сохранилось, они давали ценнейшие сведения о заселении Валаама и создании на острове первоначальной монашеской общины. Легенды о приладожских монастырях приходилось собирать, что называется, по лоскуткам. Чаще их можно было встретить в изданиях XIX века — в «Олонецких губернских ведомостях» и «Новом времени». Последнее иногда ссылалось на некую «Гельсингфорсскую газету», причем к этому добавлялось: «с финского языка». Очевидно, предания о святых подвижниках Приладожья лучше сохранялись среди карело‑финского населения. С чем это было связано? Прежде всего с особенностью финского восприятия: сыны «Калевалы», кажется, впитывали в себя все события, которые происходили на их территории в Средневековье. Первоначальные поселения чуди, «паны», Смутное время, «война большого зла»1 — кажется, ничто не ускользало от внимания народных сказителей. Особое место в фольклоре занимали так называемые «монашеские» предания. Колонизация отдаленных ладожских островов святыми отшельниками и последующее превращение уединенных пустыней в богатые монастыри крепко запечатлевались в памяти окрестных жителей. Собирая легенды, я, конечно, сожалел, что у меня нет подлинных финских источников XIX века. Но вот однажды при просмотре библиографии Валаама в поле моего зрения попала ссылка на финское издание с ярким названием: «Legendat: kansankertomuksia Suomesta ja Karjalasta» (Легенды: народные сказания Финляндии и Карелии)2. В комментариях сообщалось, что там упоминается Валаамский монастырь. Я заволновался: непременно надо найти эту книгу. Однако выяснилось: в библиотеках Петербурга «Легенд…» нет, а библиотечный обмен с распадом Советского Союза прекратился. Что делать? Ехать в Хельсинки? Отправляться за границу, к счастью, не пришлось: кто‑то из библиотекарей вспомнил, что подобное издание может храниться в петрозаводском Карельском научном центре Российской академии наук. Конечно, я сразу же написал письмо директору Центра Ирме Муллонен, которая подтвердила: «Легенды…» имеются в их собрании; она скоро будет участвовать в этнографической конференции в Петербурге и может захватить книгу с собой. Таким образом, я получил возможность ознакомиться с «Легендами…» и скопировать страницы, относящиеся к монастырям…

Дедов остров на Ладоге. Согласно преданию, на него приплыл на отколовшейся от Валаама плите преподобный Александр Свирский. Фотография автора