Поиск

Музыкальная живопись

Музыкальная живопись

Музыкальная живопись


«Музыкальная живопись» — так сказал о диссертационной работе А. И. Фомкина его научный руководитель, народный художник СССР академик Константин Федорович Юон. Музыка живописи в душе Александра Ильича звучала с детства.
Родился он на Ор­ловщине близ города Малоархангельска, где исконно русское раздолье — широкое, привольное, благодатное, подарившее нам немало славных имен: Н. С. Лесков, И. С. Тургенев, Т. Н. Грановский, М. А. Бонч-Бруевич… Вспоминая детство, А. И. Фомкин говорил: «Заберешься по таинственной тропке в рожь. Под ногами во ржи васильки, над головой жаворонки поют. Поднимешь голову и следишь зачарованно за их полетом. Кто видел это — никогда не забудет и через всю жизнь пронесет этот восторг».
Александр Ильич Фомкин — народный художник России, кандидат искусствоведения, профессор, почетный член Академии Евразии — не мог существовать вдали от природы, утверждал, что в городе умрет на третий день. Вся его сознательная жизнь прошла в подмос­ковном поселке Алабушево, где он обрел неисчерпаемый источник вдохновения.
А. И. Фомкин — представитель плеяды первого выпуска Московской средней художественной школы (1944). Окончив МСХШ, Фомкин по рекомендации С. В. Герасимова был принят в Московский государственный художественный институт имени В. И. Сурикова без вступительных экзаменов. В 1950-х годах в Суриковке много говорили о дипломной картине Фомкина «И. Н. Крамской и В. В. Стасов в мастерской у И. Е. Репина». Александра Ильича оставили в аспирантуре, которую он успешно окончил. Работая над кандидатской диссертацией, Фомкин начал и свою преподавательскую деятельность. Педагог он был от Бога; заниматься в его мастерской считалось большой удачей и честью. Кто учился у Фомкина, навсегда запомнил уроки мастера. Живопись была его жизнью, и ее секретами он делился со своими студентами сполна. С удовольствием выезжал с ними на пленэрные практики, где прекрасно сочетал преподавательскую деятельность с творческой. Творил он серьезно, качественно, многосложно. Писал пейзажи, натюрморты, если портреты — то не заказные, а дорогих и близких: жены, детей, внуков, друзей.
В палитре Александра Ильича отсутствует открытая яркая декоративность, свойственная работам, скажем, К. А. Коровина или Н. Н. Сапунова. Он стремился запечатлеть естественную красоту, особенно ценил цветотональное единство живописного образа, плотность и весомость мазка, точность и осязательную конкретность изображения. Во всем этом находила выражение приверженность к «сделанности», завершенности. Здесь Фомкин выступает преемником И. И. Шишкина, В. Н. Бакшеева, Н. П. Крымова.
Искусство А. И. Фомкина, верного продолжателя традиций русской реалистической школы, помогает нам вернуться в мир природы из шумной городской суеты, вспомнить, что существуют небо и тишина полей, отрадный покой лесов, чудо цветов. И в том, что в нашей живописи продолжает сохраняться здоровое начало реализма, есть немалая заслуга Александра Ильича.

Незабудки. Картон, масло. 1980 год

Осенний букет. Картон, масло. 1985 год

Женский портрет. Доска, масло. 1949 год  Саша. Картон, масло. 1999 год

Пасмурный день. Картон, масло. 1976 год

Ландыши. Картон, масло. 1981 год

Колокольчики. Картон, масло. 1990 год

Ульяна. Оргалит, масло. 1994 год

Май на Истринском водохранилище. Картон, масло. 1979 год