Поиск

Архитектор, ученый, педагог

Архитектор, ученый, педагог

Архитектор, ученый, педагог


В. В. Суслов во время одной из своих экспедиций. Фотография конца 1890-х годовВладимир Васильевич Суслов родился в семье крепостного крестьянина-живописца в знаменитом селе Палех Владимирской губернии. Когда отцу после реформы 1861 года удалось открыть в Москве у Красных ворот собственную мастерскую, семья перебралась сюда. Интерес к архитектуре проявился у Владимира с детства. Он раздобыл «некоторые рисунки орнаментов русских церквей и стал их копировать дома, что исполнял с большой любовью». Тринадцати лет его определили в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое он окончил с серебряной медалью, и в 1878 году поступил на архитектурное отделение Петербургской академии художеств.
В период обучения в академии Владимир Суслов работал у ведущих архитекторов того времени — А. И. Резанова и С. И. Шестакова. Тогда же начались его путешествия по России, посвященные изучению древнерусской архитектуры не в пыли академических кабинетов, а на прос­торе русских губерний. Его путевые заметки о поездках на Кавказ и в южные города России часто появлялись на страницах «Нивы».
Уже самые ранние архитектурные проектировочные замыслы студента Владимира Суслова ждала счастливая судьба. Так, его первое творение — сов­местный с Н. И. Позде­евым конкурсный проект Александровского пассажа в Казани (1880)2 получил первую премию, а впоследствии, что случается очень редко, был реализован. Высокую оценку получил и его второй проект — учебно-конкурсный на тему «Здание Окружного суда в столице» (1881), удос­тоенный второй (малой) золотой медали. За выпускной проект «Театр на 2000 зрителей в столичном городе» в 1882 году Владимир Суслов получил звание «классного художника 1-й степени».
С этого времени В. В. Суслов решает посвятить себя изучению русского народного зодчества и в апреле 1883 года обращается в Совет академии с прошением: «Имея достаточные сведения о древнерусской архитектуре, я крайне желал бы продолжить свое образование в этом направлении и, изучив до сих пор мало исследованные по преимуществу деревянные памятники русского зодчества Вологодской и Архангельской губерний (Двины и Поморья), которые с каждым годом исчезают, я тем мог бы внести хотя незначительную лепту в исследования по этому предмету. <…> Я осмеливаюсь обратиться в Совет <…> с моею покорнейшей просьбой доставить мне хотя бы незначительную помощь деньгами и свободным доступом к изучению памятников на месте. Смею надеяться, что Совет найдет возможным исполнить мое заветное желание принести посильный труд в сокровищницу родного искусства, к познанию которого пробудилось теперь желание русского общества» Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Шамевском погосте Олонецкой губернии.
Первую экспедицию В. В. Сус­лова по Вологодской и Архангельской губерниям без всякого преувеличения можно назвать настоящим подвигом. Один, с ничтожными финансовыми средствами, он проникал в самые глухие селения отдаленного края, отыскивая, обмеряя, зарисовывая и фотографируя памятники, перелопачивая горы архивных документов. «По дороге приходилось все время расспрашивать, где и какие сохранились старинные церкви. Сведения эти часто бывали сбивчивы, и поэтому нередко приходилось делать безрезультатные объезды от основного пути. <…> Вследствие того, что редко попадались населенные пунк­ты, и из экономии времени приходилось ехать глухими вечерами и даже ночью. По болотистым местам, тянувшимся по нескольку верст, приходилось тонуть или ехать по фашиннику, в лесах очищать дорогу от упавших во время вихря деревьев. <…> Работал я во время путешест­вий страшно много. Имея с собой фотографический аппарат, я полностью исправлял обязанности фотографа и в обмерах принимал самое непосредственное участие, лазая по крышам и другим <…> неприступным местам, зарисовывая, записывая»4.
1884 год отмечен для Суслова поездками в Романов-Борисоглебск, Кост­рому и Яро­славль. В следующем году он отправляется на Дон и Волгу, в Переславль­Залесский и Новгород, летом 1887 года проводит изыскания в Кириллове, Угличе, Ярославле и Пскове. Как видим, предметом особого интереса Владимира Васильевича являлись центральные и северные рай­оны России, где сохранялось более всего памятников русского деревянного зодчества.
Церкви и звонница Воскресенского монастыря в УгличеВ. В. Суслов одним из первых отечественных архитекторов-реставраторов начал широко использовать фотографирование памятников как способ фиксации их облика. Данное новшество не так просто было «узаконить», исследователю пришлось немало сил положить на доказательство преимуществ фотографической техники. В поле его зрения попадало бесконечное множество объектов — от огромных соборов до часовен в глухих деревнях и от крепостей до крестьянских изб, мостов, оград. В путевых блокнотах и на акварелях Суслова на-шли отражение предметы декоративно-прикладного искусства, местных промыслов, обычаев. Он искал связь между историей и природой тех краев, где путешествовал, с архитектурой, полагая эту связь бесспорной и органичной5.
После очередной летней экспедиции начиналась рутинная обработка собранных материалов, за которой Суслов проводил все время от осени до весны. Путевые зарисовки и промеры приводились в порядок, вычерчивались перспективные изображения памятников. Чертежи Владимира Васильевича отличались особой тщательностью и графическим мастерством. Для Суслова-архитектора характерна точность линий, тонкая проработка деталей, виртуозное владение пером и акварельной техникой, умение передать специфику атмосферы, окружающей объект. Из­-под его пера вышло огромное количество чертежей высочайшего качества, что всегда удивляло и восхищало коллег.
Нередко архитектор занимался «графической реставрацией» утраченного облика древних сооружений. Часть его реконструкцийЦерковь Вознесения Христова, построенная в 1668 году в селе Кушерецком Архангельской губерниинеоднозначно оценивалась специалистами, а другие, как, например, предложения по реставрации Воскресенского монастыря и церкви Иоанна Предтечи в Угличе позже легли в основу проектов воссоздания некогда утраченных реликвий. Весной оформленные материалы Суслов представлял на выставку в Академию художеств, пос­ле чего начинал готовиться к очередному полевому сезону.
Владимир Васильевич совершил и ряд поездок за границу, где не только знакомился с опытом зарубежных коллег, но и принимал учас­тие в проектировании. Так, в 1885 году он побывал в Германии, Франции и Италии, а в 1890-м отправляется в Турцию для проектирования памятника погибшим русским воинам в Сан-Стефано. В 1895 году, проехав по Германии, Авст­рии, Швейцарии и Польше, зодчий познакомился с новейшими приемами фресковой росписи, разработанной немецким химиком А. Кеймом. В 1901-1902 годах его захватила идея сбора материалов для орнаментального класса Академии — с этой целью Суслов снова отправился в Европу и даже в Северную Африку.
В 1886 году за выполненный по заданию Академии художеств проект «Здание бань в южном городе России в помпейском стиле» В. В. Суслов удостаивается звания академика. За 37 лет творческой работы Владимир Васильевич создал несколько десятков конкурсных и самостоятельных проектов, часть из которых была отмечена премиями и иными поощрениями, а большинство — осуществлено.
В 1880-х годах Суслов начинает выступать с научными сообщениями. Опираясь на свой уникальный опыт, накопленный в многолетних экспедициях, он доказывает самобытность, историческую и художественную ценность творчества русского народа. В 1887 году Владимир Васильевич становится членом Русского археологического общества. Имя его как знатока древнерусского зодчест­ва получает известность в научных кругах. Как раз тогда поднимается вопрос о реставрации трех памятников — Феодоровской часовни близ Переславля-Залесского, Георгиевского собора в Юрь­еве-Польском и собора Спасо-Преображенского Мирожского монастыря в Пскове. Археологическая комиссия, на которую был возложен контроль за всеми реставрационными работами в Российской империи, поручила это дело Суслову. Начался новый — реставрационный — период творческой деятельности архитектора и ученого.
В конце 1880-х годов ярко проявился и другой талант В. В. Суслова — педагогичес­кий. Безукоризненное знание предмета позволило ему в 1888 году составить первую за время существования Академии художеств программу курса истории древнерусского искусства, который он мечтал начать читать на предполагавшейся им тогда самостоятельной кафедре. Идее удалось реализоваться лишь в 1902 году после того, как Владимира Васильевича избрали на должность профессора искусств архитектурного отделения реорганизованной к тому времени академии. Большое учебно-методическое значение приобрел изданный в 1895-1901 годах коллективный труд «Памятники древнерусского зодчества». Здесь были представлены работы девяти авторов, но больше половины объема принадлежало В. В. Суслову. В иллюстративную часть вошли и акварели Владимира Васильевича; пояснительный текст к ней тоже был сусловский.
В. В. Суслов избирается почетным членом Совета академии художеств. Он продолжает успешно участвовать со своими проектами в различных конкурсах — так, в 1898 году предлагает свой вариант Морского собора в Кронштадте и удостаивается третьей премии.

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию