Поиск

Высочайшее покровительство

Высочайшее покровительство

Высочайшее покровительство


«Удивительно, как незаметно
во всей заварившейся сутолоке
проходит известие об аресте царя.
Возмутительны все те пошлости,
которые теперь изрыгают
по адресу этого «лежачего».
Александр Бенуа

 

Николай II неоднократно выделял суммы из средств Кабинета его императорского величества для финансирования различных инициатив в области культуры — например, на «организацию русских спектаклей за границей» или «постройку выставочного здания Русского отдела международной выставки в Глазго». В новом по тем временам виде искусства — кинематографе — личной награды царя удостоился режиссер, сценарист, выдающийся организатор кинопромышленности Александр Алексеевич Ханжонков за картину «Оборона Севастополя» (режиссер В. М. Гончаров). Особая государственная помощь оказывалась развитию выставочной и издательской деятельности в области русского национального искусства. По свидетельству современника, редко кто так горячо любил русское искусство, как государь: «Много раз он выражал сожаление, что русские художники пренебрегали своим национальным искусством и русским стилем, который открывает дорогу творческим возможностям к сокровищу дивной неистощимой красоты».
При непосредственном участии и материальной поддержке императора И. В. Цветаев в 1898 году приступает к созданию Музея изящных искусств в Москве (Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) — получению земельного участка под здание, привлечению средств на его строительство. Иван Владимирович так описывал обсуждение с Николаем II данных вопросов: «Его величество отнесся к этому предприятию <…> с милостивым сочувствием. <…> Государь подробно расспрашивал о назначениях многочисленных зал, о стиле предполагаемой постройки, о деле земле[устройства] и тут же пожаловал нам 200 тысяч рублей. С тех пор внимание Его величества к ходу дел музея не прекращалось: по званию секретаря комитета я имел счастье представлять [ему] личные доклады».
Музей изящных искусств в Москве. Фотография К. А. ФишераК 100-летию со дня рождения А. С. Пушкина (1899) согласно распоряжению Николая II при Императорской академии наук создается комиссия под председательством президента академии Великого князя Константина Константиновича по сооружению в Петербурге памятника поэту. Комиссия пришла к заключению, что «для увековечения памяти великого русского поэта достойным его имени образом желательно было бы, кроме постройки памятника, учредить еще особый посвященный Пушкину пантеон русской литературы, в котором могли бы поместиться Пушкинский музей, библиотека и другие научно-литературные учреждения, относящиеся к пушкинскому и послепушкинскому периодам русской литературы»6. В 1906 году Николай II приобретает в казну принадлежавшую внуку Пушкина личную библиотеку поэта (3,5 тысячи книг), «чтобы она, не поступая в собственность Императорской академии наук, временно хранилась в последней, а по сооружении в Петербурге отдельного здания для Пушкинского музея вошла в состав такового как достояние государственное».
На издательскую деятельность в сфере изоб­разительных искусств также ежегодно выделялись средства. «По высочайшему повелению 12 марта 1899 года Императорскому обществу поощрения художеств производится пособие в течение 1899-1903 гг. по 15000 руб. в год на издание журнала «Художественные сокровища России». Кроме того, тому же обществу ежегодно отпускалось по 5000 руб­лей на выпуск «Сборника рисунков». В научные и художественные общества, образовательные учреждения, музеи, общественные и частные библиотеки из Собственных его императорского величества библиотек регулярно передавались ценные художественные книги и другие материалы. Практиковались единовременные дары. Так, например, в 1899 году император приобрел полное издание «La Basilica di San Marco in Venezia» для библиотек Императорской академии художеств, Строгановского училища технического рисования в Москве, Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Санкт-Петербургского и Московского обществ архитекторов, Одесской и Казанской рисовальных школ, Императорского московского технического училища, Рижского политехнического училища, Радищевского музея в Саратове. Эрмитажу была передана коллекция миниатюр, привезенных императором в 1891 году из Индии, Суворовскому музею в Санкт-Петербурге — бумаги, карты, портреты и другие предметы, принадлежавшие великому полководцу и приобретенные Николаем II у его внучки, Императорскому Томскому университету — гравюры и книги; более двух тысяч книг было отправлено в общественную библиотеку Читы.В. А. Серов. Портрет С. П. Дягилева. 1904 год
Николай II оказывал не только материальную, но и моральную поддержку деятелям искусства, посещая художественные выставки. На выставках, организуемых С. П. Дягилевым, широко демонстрировалось все новаторское в искусстве; устраивались и ретроспективные показы произведений русских живописцев XVIII-XIX веков: Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, О. А. Кипренского, А. Г. Венецианова, В. Л. Боровиковского, Ф. Я. Алексеева, А. П. Антропова, И. П. и Н. И. Аргуновых, С. Ф. Щедрина и других. «Посмертную выставку художника Левитана в залах Императорской академии художеств посетил государь император. <…> Его величество был встречен великими князьями Владимиром Александровичем и Георгием Михайловичем, графом И. И. Толс­тым, редактором-издателем журнала «Мир искусства» С. П. Дягилевым, а также художниками Нестеровым, Серовым, Коровиным, Бенуа, Бразом, Пурвитом, Рущицом, Лансере, Обером и Остроумовой. Его величество пробыл на выставке полтора часа. Во время обзора государь приобрел картину художника А. Бенуа «Пруд перед Большим дворцом».
В дневниках императора Николая II имеется немало записей о посещении художественных экспозиций. Например, 1896 год: «8 января. <…> Поехали втроем в Академию художеств на акварельную выставку. Купил несколько картин. <…> 10 февраля. <…> Посетили передвижную выставку, где Аликс и я купили по две картины. <…> 12 февраля. <…> Поехали в Академию наук на выставку Петербургского художественного кружка. <…> 15 февраля. <…> В школе рисования при Обществе поощрения художеств осмотрели все классы. Приятно видеть, как поставлено в ней дело обучения рисованию».
В своих мемуарах художник Александр Николаевич Бенуа так описывает встречу с Николаем II на одной из выставок: «Государь по прибытии стал осматривать подробно тот ряд зал, что открывался по левую руку от входа, и продвигался он медленно, выслушивая объяснения, иногда довольно пространные. <…> Я уже не раз имел случай оказываться в непосредственном контакте с императором (тогда еще наследником) на акварельных выс­тавках да Б. М. Кустодиев. Кружок «Мир искусства». Холст, масло. 1916—1920 годы. Изображены (слева направо): И. Э. Грабарь, Н. К. Рерих, Е. Е. Лансере, И. Я. Билибин, А. Н. Бенуа, Г. И. Нарбут, Н. Д. Милиоти, К. А. Сомов, М. В. Добужинский, К. С. Петров-Водкин, А. П. Остроумова-Лебедева, Б. М. Кустодиев. еще совсем недавно — на открытии нашей выставки русских и финляндских художников, но там среди массы людей трудно было его вполне осознать, здесь же я его получил на доб­рые двадцать минут. Надлежало ему все рассказать про состав собрания, про его характер и значение; я отвечал на его воп­росы, а перед некоторыми произведениями происходила более долгая остановка, и между мной и самодержцем всероссийским завязывался настоящий обмен мнений. К последнему располагало полное отсутствие в Николае II величия. Спрашивается, могло ли что-либо послужить темой для такого обмена мнений во всем том, в сущности, очень скромном и совершенно безобидном, что здесь было выс­тавлено; однако нашлись эти темы и здесь. Особенно долгие остановки произошли перед недавно приобретенными эскизами Нестерова к образам в храме и перед прекрасной акварелью Репина «Читающая дама», перед чудесными кавказскими акварелями Альбера».
Император поддержал проект, связанный с издательской деятельностью художественного объединения «Мир искусства», образованного в конце века и заявившего о себе выходом одноименного журнала. Идейным руководителем «мирискусников», издателем и редактором журнала стал С. П. Дягилев, вторым редактором — А. Н. Бенуа. В течение первого года денежную поддержку журналу оказывали княгиня М. К. Тенишева и меценат С. И. Мамонтов, в дальнейшем издание полностью субсидировалось Николаем II. В 1898 году в библиотеку императора поступили два экземпляра первого номера «Мира искусства», поднесенные императору 28 ноября С. П. Дягилевым. К ним прилагалось подробное изложение целей и задач издания: поднятие художественного уровня и развитие эстетического вкуса во всех отраслях отечественного искусства, ознакомление широкого круга читателей с лучшими образцами современного художественного творчества как в России, так и за границей. На листе с «изложением задач» — благодарственная резолюция от 10 декабря 1898 года. За этим последовало распоряжение о выделении средств из Собственной его императорского величества канцелярии на издание журнала «Мир искусства», «в связи с которым Дягилевым устраиваются художественные выставки и выпускаются различные художественные издания». Что касается последних, одним из них стало подготовленное С. П. Дягилевым научно-художественное исследование «Русская живопись в XVIII веке», три тома которого было «высочайше повелено» субсидировать из сумм Кабинета его величест­ва в ответ на просьбу С. П. Дягилева «о поддержке моего многолетнего труда так же, как Вашему величеству угодно было до последнего года субсидировать журнал «Мир искусства», всецело обязанный своим процветанием высокой помощи Вашего императорского величества. Размер субсидии, которая обес­печивала бы выход издания в свет, исчисляется в той же сумме, как субсидия на журнал «Мир искусства», т. е. 10000 руб­лей на каждый том, причем было бы в высшей степени желательно для дела выпустить два подготовленных тома в течение текущего года и последний в будущем. <…> Я решаюсь говорить об этом столь уверенно, так как воочию столкнулся с этим вопросом за время моего почти полугодового объезда русских имений. <…> За это время я слишком ясно ощутил, насколько надо торопиться с собиранием и изданием всего этого художественного материала, который невозможно иначе ни сохранить, ни исследовать». Выпущенный С. П. Дягилевым первый том «Русской живописи в XVIII веке», посвященный произведениям художника Д. Г. Левицкого, удостоился большой Уваровской премии.Экслибрис императора Николая II
Заканчивая этот далеко не полный обзор, нельзя не сказать о следующем. Выполненные в соответствии с художественными требованиями «Мира искусства» замечательные образцы книжной графики из библиотеки императора Николая II, которая после 1917 года разошлась по разным архивам, а час­тично была продана за рубеж, представлены и в фондах Российской государственной библиотеки. Это — издание «Vassili Verestchagin. Napoleon I en Russie» (Paris, 1897) с дарственной надписью автора: «Его Императорскому величеству государю императору Николаю Александровичу с глубоким уважением подносит художник В. Верещагин», оригинальный альбом «Памяти А. С. Пушкина. Художественный лист», вышедший в Санкт-Петербурге к юбилею поэта (автор — искусствовед И. Н. Божерянов), книга «Пушкин А. С. Каменный гость» (СПб., 1895) с иллюстрациями С. С. Соломко. В Научной библиотеке Государственного Эрмитажа также хранятся издания с царским экслибрисом: «Русская карикатура» В. А. Верещагина (СПб., 1913) и «Спасенная Россия по басням Крылова» (СПб., 1913), оформленные художником Г. И. Нарбутом, «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина (М., 1915) с иллюст­рациями В. М. Васнецова и многие другие. В целом книжное собрание Николая II «как оригинальное произведение, которое в диалектическом единстве отражает, с одной стороны, личность его создателя, а с другой — значительный срез эпохи как в ее главнейших, так и малозначительных чертах»17, собиравшееся на рубеже XIX-XX веков в период стремительного развития книжного дела в России и за рубежом, появления новых художественных стилей и направлений, тоже должна считаться весомым вкладом императора в историю отечественной культуры.

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию