Поиск

Украшающие богослужение

Украшающие богослужение

Украшающие богослужение


Свято-Троицкая Сергиева лавра. Современная фотографияРегентская школа — специальное православное учебное заведение, в котором готовят руководителей (регентов) церковных хоров. Еще шла война, а в Москве началось возрождение духовных школ. Это оказалось «сродни воскрешению евангельского Лазаря с той лишь разницей, что не четыре дня, а четверть века — с 1919 по 1944 [год] — они были обвиты пеленами и погребены».
Начавший в 1944 году преподавать в Православном богословском институте при Новодевичьем монастыре Иван Николаевич Аксенов (1880-1958) организовал «хороший студенческий хор, который вместе с прихожанами Успенского храма часто пел за богослужениями»2. Однако здесь возникли определенные трудности. Так, учебный обиход церковного пения имелся только в одном экземпляре и не соответствовал необходимым требованиям. Ивану Николаевичу пришлось составить новый нотный сборник, представлявший собой, по отзыву профессора протоиерея Димитрия Богомолова (1947), «свод песнопений на весь годичный круг богослужений. Песнопения эти — не плод творческой композиции, а сборник песнопений, принятых Православной Церковью и отпечатанных в синодальных изданиях. <…> В клир церковный вступают лица, не прошедшие старой духовной школы. Они вынуждены бывают петь «как придется». А это грозит серьезной опасностью для церковного благочиния. Вот и нужно эту надвигающуюся опасность встретить должным отпором. Труд И. Н. Аксенова для этого является прекрасным пособием».
9 мая 1947 года учащиеся духовной школы посетили недавно открывшуюся Троице-Сергиеву лавру. «Это паломничество положило начало традиции индивидуальных поездок в лавру», а в 1948-1949 годах состоялось возвращение школы в обитель преподобного Сергия.
Святейший Патриарх Алексий (Симанский) проявлял особую заботу о певческом деле. В своей речи «О церковном пении» в 1948 году глава Церкви выразил озабоченность, что традиция церковного пения прервалась, а приходящие в храмы «нотные» певцы привносят светский дух, будучи далекими от церковных певческих традиций, хотя являются музыкально грамотными.
С 1949 года в качестве нового предмета «в Академии ввели курс истории церковного пения в России». И. Н. Аксенов стал проводить занятия по хоровому и регентскому делу с желающими воспитанниками семинарии и студентами академии, а также составил «Очерк истории православного церковного пения в России»7. Кроме того, по благословению Патриарха Алексия в марте 1950 года в духовной школе организуется музыкальный кружок, для которого закупаются рояль, две скрипки и виолончель. Руководила его работой Мария Николаевна Ильченко8. Первоначально желание заниматься в кружке изъявили 54 студента. Постепенно это число уменьшалось, но лучшие из оставшихся образовали струнный ансамбль, выступавший на торжественных мероприятиях академии.
Святейший Патриарх Пимен и ректор МДАиС архиепископ Дмитровский Филарет (Вахромеев) на концерте хора Регентского класса в Малом актовом зале МДАРабота в кружках велась все более организованно. Дополнительно закупались музыкальные инструменты. С 1953 года в академии действовал кружок «по постановке певчес­кого голоса во главе с В. И. Курочкиным, а с 1950-го — регентский во главе с И. Н. Аксеновым, которого в 1955 году сменил Н[иколай] С[ергеевич] Данилов». В кружке вокально-речевой культуры обращалось внимание, в частности, на тональную согласованность иерейских возгласов и диаконских прошений с пением церковного хора. Занятия по вокалу предусматривали приобретение навыков чтения на церковно-славянском языке и произнесения проповедей. В конце учебного года проходили испытания в присутствии администрации академии.
Большую заботу о церковном пении проявлял тогдашний ректор МДА протоиерей Константин Ружицкий (1888-1964) — сам «большой любитель пения, считавший, что к управлению хором нужно привлекать как можно больше учащихся». Музыкально-певческая жизнь в академии была довольно насыщенной: наряду с богослужениями и спевками велась подготовка к различным концертам, кроме того, в МДА выступали хоры разных храмов Москвы.
Чувствовалось и постоянное первосвятительское попечение о пении. Так, после академического акта 14 декабря 1953 года Святейший наградил всех хористов, участвовавших в праздничном концерте. Подобное происходило неоднократно.
В 1955/56 учебном году работой кружка регентского и хорового дела стал руководить вышеупомянутый Н. С. Данилов, выпускник Московского синодального училища церковного пения, регент хора московского храма Всех Святых на Соколе. Одновременно с уроками дирижирования он давал учащимся навыки игры на фисгармонии. Занятия в музыкальном кружке по-прежнему вела М. Н. Ильченко.
В мае 1955 года Патриарх Алексий I освятил Покровский академический храм, где начались регулярные службы. «Для будничного богослужения сформировали десять групп певчих. Для каждой из них требовался регент. Но такого количества хороших регентов найти было невозможно, несмотря на то, что с 1950 года существовал регентский кружок под руководством сначала И. Н. Аксенова, потом Н. С. Данилова». Поэтому руководство духовной школы предприняло дополнительные усилия по подготовке регентов, повышению их певческой культуры.
Много лет в Московской духовной семинарии трудился ее выпускник (1950), преподаватель церковного пения Марк Харитонович Трофимчук, окончивший также и академию (1954). Учебой аспиранта Трофимчука руководил Н. С. Данилов. В результате 18 июня 1956 года Марку Харитоновичу было присвоено звание регента.Хор Регентского класса выступает в Малом актовом зале МДА
В 1958 году организовываются три хора для пения в академии и лавре, которыми руководили Марк Трофимчук, Николай Ричко и Владимир Бульчук.
С 1957 по 1999 год М. Х. Трофимчук вел занятия церковного пения в семинарии. За усердные труды он удостоился Патриарших грамот (1971, 1975, 1984), орденов Святого равноапостольного князя Владимира II степени (1979) и Преподобного Сергия Радонежского II степени (1985). На его отпевании ректор МДА архиепископ Верейский Евгений (Решетников) сказал: «Вся жизнь Марка Харитоновича в московских духовных школах была связана с пением. <…> И сейчас множество тех священников и диаконов, которые служат по всему лицу земли Российской, помнят его как своего преподавателя и благодарны ему за те навыки в церковном пении, которые он им передал».
В сентябре 1956 года руководителем музыкального кружка стал Д. А. Штраус, сменивший М. Н. Ильченко. В кружке регентского и хорового дела продолжал вести занятия Н. С. Данилов. В 1956/57 учебном году он поставил вопрос о необходимости при обучении церковному пению перехода с квадратной ноты на «круглую общепринятую», поскольку распевы Осмогласника, изложенные в квад­ратной нотации, отличаются от напевов, принятых в клиросной практике академии. Для осуществления этого начинания были составлены соответствующие пособия».
Назначенный в 1966 году новый ректор МДА епископ Дмитровский Филарет (Вахромеев)18 также уделял большое внимание хоровому делу. Он «часто собирал музыкальную комиссию, в которую входили инспектор и все регенты как академических, так и лаврских хоров. Под руководством ректора были отредактированы все восемь гласов «Господи, воззвах…» и другие песнопения, чтобы установить единообразие исполнения в академии и храмах лавры».
14 декабря 1964 года на Филаретовском вечере в академии выступил хор учащихся под управлением регента Богоявленского патриаршего собора Виктора Степановича Комарова, тогда же возглавившего регентский кружок (называется, впрочем, и другая дата: «С 1968 года <…> в течение ряда лет он (В. С. Комаров. — Ред.) вел занятия регентского кружка в Мос­ковской духовной академии»).
9 сентября 1967 года председатель Учебного комитета при Священном Синоде архиепис­коп Таллинский и Эстонский Алексий (впоследствии — Патриарх Московский и всея Руси) направил ректору МДА Положение о регентском кружке. В сопроводительном письме говорилось: «Настоящее Руководство рассмотрено ректорским совещанием, принято Учебным комитетом, утверждено Святейшим Патриархом Алексием и предназначено для внедрения его в жизнь с нового 1967/68 учебного года во вверенной Вашему преосвященству духовной семинарии и академии вне учебной сетки». Положением определялось трехлетнее обучение, целью которого становилось приобретение занимающимися на добровольных началах музыкально одаренными воспитанниками семинарии и студентами академии навыков управления церковным хором.
Н. В. Матвеев (в центре) с группой преподавателей Регентского класса В 1969 году «вместо вокального кружка учрежден Регентский класс, который возглавил Николай Васильевич Матвеев» (1909-1992). Это был педагог-практик, замечательный церковный музыкант и горячий поборник певческого дела. Он родился в Вильно, в 1918 году переехал в Сергиев Посад. Окончил вечернее отделение 1-го музыкального техникума (1930), Мос­ковский архитектурный институт (1935), работал в разных проектных организациях, в Университете марксизма-ленинизма. Параллельно учился на заочном отделении дирижерского факультета Музыкально-педагогического института имени Гнесиных. С 1927 года руководил церковными хорами в Загорске и Тарасовке, с 1948-го управлял хором в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Москве на Большой Ордынке24. Н. В. Матвеев хранил традиции Московской синодальной школы, его отличал высокий профессиональный уровень исполнительства, сочетавшийся с глубоким пониманием церковной музыки. Пение хора под его управлением производило неизгладимое впечатление на молящихся, создавая глубокий духовный настрой. Он обладал незаурядным педагогическим чутьем, умел найти индивидуальный подход к каждому ученику. Первые в советское время грамзаписи православных песнопений связаны с именем Матвеева. Расходясь по всему миру, они свидетельствовали о богатстве русской музыкально-певческой духовной культуры.
Николай Васильевич свел музыкальные кружки духовной школы в единый Регентский класс, где на протяжении трех лет преподавались дирижирование, элементарная теория музыки, сольфеджио, игра на фортепиано, хороведение, гармония. Спевка проходила раз в неделю. «Под его (Н. В. Матвеева. — Ред.) редакцией составлен «Обиход церковного пения» в трех частях (всенощная, литургия, осмогласие) для академического церковного хора и для преподавания в семинарии курса церковного пения»25. За время работы в академии Николай Васильевич был награжден орденами Святого равноапостольного князя Владимира III и II степени и двумя Патриаршими грамотами.
Важным этапом развития Регентского класса явилась работа учащихся со смешанным хоровым составом. Поскольку на приходах выпускникам духовной школы предстояло иметь дело именно со смешанными хорами, для более качественной подготовки регентов был привлечен смешанный хор Троице-Сергиевой лавры под управлением архимандрита Матфея (Мормыля). С целью приобретения богослужебной практики учащиеся раз в неделю, в субботу утром, несли певческое послушание в Покровском храме МДА, управляя смешанным хором.
Учащиеся Регентского класса. Фотографии 1970-х годовВ 1972 году состоялся первый выпуск Регентского класса. Всем выпускникам выдавались свидетельство о присвоении звания регента церковного хора и именной камертон. На выпускном экзамене-концерте присутствовал Святейший Патриарх Пимен. Будучи также в свое время регентом, он обратился к учащимся со следующими словами: «Самое главное, о чем я хочу сказать, — это то, что наши церковные дирижеры должны обязательно очень хорошо понимать тексты священных песнопений с тем, чтобы уметь выделить более важные по смыслу места. <…> Цель дирижера — увидеть, уметь почувствовать, помимо текстовых значимых моментов песнопения, эти музыкальные оттенки, которые композитор придал более важным местам песнопений. <…> Благодарю Николая Васильевича за его труды и прекрасный хор. Мне было очень приятно слушать ваше пение, тем более что я знаю этот хор очень давно и вижу его весьма большой рост. Это, конечно, труды отца Матфея и Николая Васильевича. И самое главное — проявление любви к церковному пению со стороны всех вас, поющих. И да благословит Господь вам продолжать эти труды».
Вообще понимание важности церковного пения и забота об обучении певческому искусству звучали во многих высказываниях Святейшего. Вскоре после своей интронизации он отмечал: «Пение вносит в церковную службу Учащиеся Регентского класса. Фотографии 1970-х годовискусство, идущее от сердца, имеющее своими истоками древнюю культуру, религиозную и национальную, понятную нашему верующему народу во всех его поколениях». С этого времени выпуски Регентского класса начинают освещаться на страницах «Журнала Московской Патриархии».
В 1975/76 учебном году классу для занятий выделили наконец помещения в Сушильной башне крепостной стены — так решился давно наболевший вопрос. В том же году в своем рапорте Н. В. Матвеев подчеркивал, что «подготовка регентских и певческих кадров, являющаяся насущной потребностью нашей Русской Православной Церкви, возможна только в системе ныне существующих духовных школ и поэтому должна быть органической частью единого учебно-воспитательного процесса академии и семинарии». На выпускном экзамене пел смешанный хор лавры, в состав которого были включены учащиеся и преподаватели Регентского класса.
Вскоре последовали существенные перемены. С 1 сентября 1978 года смешанный хор лавры прекратил участие в учебном процессе Регентского класса, в связи с чем здесь была создана женская группа — преимущественно из числа сотрудниц и служащих академии и лавры. В заключение выпускного экзамена-концерта тогдашний ректор МДАиС (с 1973 года) архиепископ Дмитровский Владимир (Сабодан) сказал: «Приходит время, и мы все с большей отчетливостью начинаем осознавать, как в сегодняшнее время, в настоящие дни, нашей Церкви необходимы регенты, необходимы люди, могущие украсить богослужение и настроить людей на молитвенный лад».
В 1980 году в Регентский класс был принят преподавателем Владимир Иванович Мартынов — большой знаток древнерусской певчес­кой культуры, неизменно подчеркивавший: «Правильное пение есть следствие правильной жизни, и для того, чтобы научиться правильно петь, необходимо благочестиво проводить свою жизнь»32. Именно он частично дополнил и переработал песнопения знаменного распева для литургии в Троицком соборе лавры33.
В 1981 году Регентский класс при МДА окончила Любовь Сабинина — первая выпускница класса, которая затем была регентом смешанного хора в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре. На выпускном экзамене «Покаяния отверзи ми двери» А. Веделя и «Да воскреснет Бог» А. Кастальского хор исполнил под ее управлением. С многочисленным составом хора Сабининой удалось «показать владение техникой «читка» — традиционной особенности московской школы пения»34.
В отчете за 1981/82 учебный год Н. В. Матвеев писал: «Важным обстоятельством в деле подготовки церковных регентов является благословение Святейшего Патриарха Пимена выпускать с присвоением звания «Регент церковного хора» <…> участниц женской группы <…> на основе экстерната». Это привело к наплыву в Регентский класс девушек, и вскоре женский состав стал здесь количественно доминировать.
В августе 1984 года исполняющим обязанности заведующего классом назначается его выпускник В. В. Янгичер, сменивший Н. В. Матвеева. В следующем году вводятся новые предметы: нравственное богословие, история Русской Церкви. Студентам, изучавшим богословские предметы в академии, отныне даются только основы музыкально-певческих дисциплин (обиход, сольфеджио, теория, вокал и так далее). В 1986/87 учебном году, когда Регентский класс возглавил игумен Макарий (Веретенников), в 1-м классе начинает изучаться церковно-славянский язык.

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию