Поиск

Синтез поэтики и живописи

Синтез поэтики и живописи

Синтез поэтики и живописи


Борис Ильич Крылов. Живописец, философ, ис­торик, лингвист, изограф. Ему подвластны станковая и монументальная живопись, миниатюра, иконопись, графика, лубок, монотипия.
Родился Б. И. Крылов в 1931 году в селе Снятиново на Владимирской земле. В 1948-м поступил в Сергиево-Посадское художественное ремесленное училище на отделение альфрейной живописи. В 1959-м закончил Московское высшее художественно-промышленное училище (Строгановку) по классу монументальной живописи. В то время, по его словам, в училище царила атмосфера послевоенного национального духовного подъема. Такие художники, как С. В. Герасимов и М. А. Марков, учили понимать русскую культуру и любить свою Родину. В Строгановке Б. Крылов занимался в научно-студенческом обществе по изучению средневековой фрески и мозаики. Копировал произведения мастеров древности в храмах Грузии и Украины, в Новгороде, Пскове, Ростове Великом, Ферапонтове, Старой Ладоге. Иконы его письма находятся ныне в российских храмах и монастырях.
Особое место в творчестве Б. И. Крылова занимает «Слово о полку Игореве», изучению которого он отдал почти четверть века. Духовный опыт, талант, интуиция, обширные знания позволили Борису Ильичу проникнуть в «плоть и кровь» памятника, по-новому прочитать «темные места» оригинала и сделать открытия, одобренные выдающимися учеными — академиками Б. А. Рыбаковым и О. Н. Трубачевым. Художник не иллюст­рирует, а, по мнению специалистов, реконструирует «Слово о полку Игореве» в традициях древнерусских изографов XII века.
Б. И. Крылов — участник почти сорока выс­тавок в СССР и России, на Кубе, в Голландии, Японии, США, Англии, Италии, других странах. Его работы находятся в музеях нашей страны и за ее пределами, в частных коллекциях. Не один раз «Слово о полку Игореве» в живописной интерпретации Б. И. Крылова «сопровождало» Дни славянской письменности и культуры. Одна из последних выставок состоялась в ноябре 2008 года в Москве на Волхонке, в Институте философии РАН. Научное сообщество — философы, историки, лингвисты — высоко оценило этот уникальный синтез поэтики и живописи, прикоснуться к которому смогут сегодня и читатели «Московского журнала».

Представленные иллюстрации к «Слову о полку Игореве» (акварель, тонированная бумага, белила) и перевод оригинала выполнены Б. И. Крыловым в 1990-х гг. — Ред.

Художник-изограф миниатюрой не украшал книгу, он наглядно пояснял содержание текста. Даже помещенная на странице орнаментальная вставка не прос­тое украшение — она вносит в книгу определенный поэтический настрой.
Слово и изображение дополняют друг друга, становятся единым организмом — как в песне слово и музыка, где образуется единая симфония.
Предлагаю читателю памятью сердца вживаться в родовые корни наших предков.
Б. И. Крылов. «Слово о полку Игореве». Воссоздание лицевой рукописи

Вещий Боян, если начинал о ком песню петь, то растекался мыслями по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками, вспоминая ратные сказания былых времен...

На Дунаи Ярослав ныне глас слышит, ранней птицы незнаемой жалобное пение: «Полечу, речет, птицею

по Дунаеви, омочу воздушный рукав во Каяле-реке, утру князю кровавые его раны на страдающем его теле»

«Благодаря волшебной кисти Бориса Крылова, подобно птице Феникс, из небытия возродилась рукописная версия «Слова о полку Игореве». Сегодня можно представить, как могла выглядеть иллюстрированная книга восемьсот с лишним лет тому назад. Никто так точно, как Б. И. Крылов, не попал в эпоху, не приблизился к пониманию ее особенностей».
В. В. Мильков, доктор философских наук

«Древнерусское уставное письмо, которым Б. И. Крылов написал текст «Слова о полку Игореве», очень близко к тому, которым писали тексты драгоценных книг в XII веке. Думается, что именно таким прекрасным письмом был написан текст памятника в 80-х годах XII века, т.е. во время его создания».
И. В. Лёвочкин, доктор исторических наук

«Выставка Бориса Крылова, посвященная «Слову о полку Игореве», великому произведению древней литературы, единственная в своем роде — прекрасна, работы его предельно монументальны, поэтичны, наукополные. Это поэма о Древней Руси, которая в те времена была еще великой державой с высоким ликом человека-творца.
Поздравляю художника с подвигом искусства!».
В. Ф. Боков, поэт

«Б. И. Крылов — один из самых ярких и самобытных художников Сергиева Посада. Он художник-исследователь, поэт и философ в изобразительном искусстве. Его монотипии и работы, посвященные «Слову о полку Игореве», — это не просто иллюстрации, а глубокие размышления о законах бытия, размышления художника-философа».
И. И. Харченко, председатель Сергиево-Посадского
отделения Союза художников России

«Уникальность труда Б. И. Крылова («Слово о полку Игореве». Воссоздание лицевой рукописи. — Г. Ж.) в том, что он представляет, по сути дела, именно воссоздание утраченного памятника, который воспроизведен Крыловым и в слове и в образной манере книжной графики допечатной эпохи. Художественно-историческое значение этой работы состоит в том, что читатель погружается в мир древнерусской художественной культуры, мир красоты и высокой духовности».
Е. Н. Шульга, доктор философских наук

«Борис Ильич свершил подвиг, представив нам полифоническое звучание «Слова о полку Игореве». Смотришь на его листы и пытаешься представить, как смотрели на текст «Слова» наши предки, что представлялось им? И думаю: то же самое — дым над горящими избами, плач сирот и вдов, лязганье мечей, щитов, предсмертные крики, кровь и вороньи тяжелеющие стаи.
Мы — те же. Мы так же мучаемся, так же любим до боли сердечной Россию, так же разобщены. Почему? Ведь для нас сказано «Золотое слово, со слезами смешанное», для нас ветры, внуки Стрибога, доносят плач Ярославны… Неужели затворены наши сердца, очерствели наши души? И когда исполнится мера русских страданий?
Глядя на созданное Б. И. Крыловым, хочется думать: страдания наши не напрасны, Россия бессмертна».
В. Н. Крупин, писатель

Игорь едет по Боричеву ко святой Богородице Пирогощей. Монотипия. Бумага. 1986 год