Поиск
  • 21.06.2017
  • Летописец
  • Автор Сергей Васильевич Клименко

Международная научная конференция «Федор Шехтель и эпоха модерна»

Международная научная конференция «Федор Шехтель и эпоха модерна»

Международная научная конференция «Федор Шехтель и эпоха модерна»


Конференция, организованная Комитетом по культурному наследию города Москвы сов­местно с Российской академией архитектуры и строительных наук и Российской академией художеств, была посвящена 150-летию со дня рождения известного архитектора Федора Осиповича Шехтеля (1859-1926), творчество которого представляет собой ценнейший пласт отечественного культурного наследия рубежа XIX-XX веков.Заседание в Красном зале Московского архитектурного института
Большая часть жизни Ф. О. Шехтеля связана с Москвой. Именно здесь он создал самые значительные свои постройки, фактически легшие в основу формировавшегося в то время нового стиля — московской линии модерна, имеющего свой самобытный характер, что особенно ярко проявилось в архитектуре городских особняков и загородных домов — таких, например, как особняки З. Г. Морозовой, С. П. Рябушинского, А. И. Дерожинской. Талант театрального художника и графика, выдающиеся способности архитектора помогли Шехтелю разработать новые приемы пространственно-планировочной композиции, отличной от более ранней, восходящей к классицизму, традиции. Недаром его постройки — от внешних форм до деталей ин­терьера — сегодня вызывают глубокий интерес не только у архитекторов и искусствоведов, но и у художников, с особым вниманием изучающих витражи, мебель и другие «шехтелевс­кие» предметы декоративно-прикладного искусства.
Многообразное творчество Ф. О. Шехтеля и эпоха, в которой работал этот уникальный мастер, нашли отражение в прозвучавших на конференции докладах российских и зарубежных исследователей. Вполне естественным является постоянный интерес к знаменитым постройкам архитектора, прежде всего московским, изучение которых вскрывает новые факты, дополняющие наши знания об этих произведениях. На таком фоне особое значение для изучения творчества Шехтеля имеют доклады о его менее известных работах, в частности, интерьерах ряда московских особняков — фон Дервизов у Красных ворот, Морозовых в Подсосенском переулке, П. И. Харитоненко в Замосковоречье, до недавнего времени остававшихся практически вне поля зрения специалистов. Широко представлено на конференции было творчество Ф. О. Шехтеля за пределами Москвы: на юге России, в Нижнем Новгороде, в Балаково. В работе конференции получил освещение и малоизученный ранний период жизни мас­тера, связанный с Саратовом. Пожалуй, впервые столь широко освещались проблемы сохранения и реставрации архитектурного наследия Шехтеля и архитектуры модерна в целом.
Бывший холл особняка Ф. О. Шехтеля. Современная фотографияТезисы докладов включены в специально подготовленное к конференции издание. Сюда вошли также обширный очерк о творчестве Ф. О. Шехтеля, написанный первым исследователем его творчества, доктором искусствоведения Е. И. Кириченко, каталог проектов и построек зодчего, включающий впервые подготовленный архитектурный путеводитель по его московским постройкам (почти 60 объек­тов), аннотации к двум фильмам, созданным в МАрхИ специально к конференции, в которых с использованием комп­ьютерных технологий выполнен анализ принципов компоновки пространства в архитектуре Шехтеля, особенностей архитектурно-художественных приемов композиции в егоФ. О. Шехтель в своем кабинете в собственном особняке на Большой Садовой. Архивная фотография 1910-х годовсооружениях. Один из разделов книги посвящен студенческим работам, представленным на конкурсы, проведенные в МАрхИ и МГХПУ имени С. Г. Строганова. Конкурсные работы студентов экспонировались на двух выставках — это графические и живописные листы, обмерные чертежи, аналитические работы, техника исполнения которых совершенно различна и обусловлена исключительно свободой выбора авторов. Избранные ими темы или сюжеты свидетельствуют об особой популярности среди студентов таких известных построек Ф. О. Шехтеля, как особняки С. П. Рябушинского и А. И. Дерожинской, что лишний раз доказывает не только их (студентов) интерес к особой плас­тике и выразительнос­ти стиля модерн в целом, но и выдающиеся архитектурные достоинства этих сооружений. Особенно ценно то, что в качестве объекта выбирались также и малоизученные произведения мас­тера — например, здание «Боярского двора» и скоропечатни А. А. Левенсона, неосуществленный проект Спорт-паласа (Ледового дворца), впервые представленный в виде макета-реконструкции авторского замысла. Важно и то, что творчест­во крупного русского архитектора рассмат­ривается на фоне работ его современников — Л. Н. Кекушева, В. Валькотта, А. И. фон Гогена, работавших в России, а также иностранных мастеров — Ф. Л. Райта, В. Орта, О. Вагнера, Й. М. Ольбриха.
Одним из центральных событий конференции стало открытие двух выставок в залах МАрхИ, подготовленных Комитетом по культурному наследию города Москвы и Главным архивным управлением столицы. Обе выставки построены в основном на малоизвестных, а по большей части на совершенно не известных прежде материалах. Редкие документы — фотографии, проектные чертежи, архитектурные рисунки, эскизы, положенные в основу обеих экспозиций, — были предоставлены целым рядом архивов и музеев, а также потомками архитектора, бережно сохраняющими его творческое наследие.
Проведение Международной научной конференции доказало не только огромный интерес к самой личности Федора Осиповича Шехтеля (крупнейшие залы МАрхИ едва вмещали всех желающих, количество докладчиков намного превышало привычные рамки подобных мероприятий, что потребовало одновременно заседания нескольких научных секций), но и в очередной раз подтвердило необходимость обращения современного творческого сообщества к наследию эпохи модерна как к одному из самых ярких и незабываемых периодов истории московской архитектурной школы.