Поиск
  • 21.06.2017
  • Реплика
  • Автор Екатерина Адольфовна Берг

«Путешественница во времени и пространстве»

«Путешественница во времени и пространстве»

«Путешественница во времени и пространстве»


Этот альбом вышел в издательстве «Контакт-Культура» в рамках издательской программы Правительства Москвы небольшим тиражом — всего 3000 экземп­ляров. В нем автор не только знакомит нас со своей богатейшей коллекцией оте­чественных почтовых открыток конца XIX — начала ХХ века (их в альбоме представлено более 750 штук), но и подробно излагает историю открытки, ее превращение в неотъемлемую часть жизни российского общества.Мода на иллюстрированные открытые письма возникла за границей в конце 1880-х годов и быстро проникла в Россию. Выполненная в технике литографии, цинкографии, фототипии или в виде фотографии такими известными художниками, как Е. Бём, С. Соломко, Б. Зворыкин и другие, русская почтовая открытка с полным правом может рассмат­риваться как особый жанр искусства, к тому же она являет собой наглядный историчес­кий документ.
Со временем собирательство открытых писем приобрело широкое распространение. Тем более, что многие открыточные серии были сугубо «штучными» и почти сразу исчезли из обращения, не пройдя даже через почту. Степень редкости и ценности открытки определяется годом выпуска, тематикой, именем иллюстрировавшего ее художника, рядом других историческихобстоятельств.
Часто российские открытки печатались за границей. Автор знакомит читателя со способами изготовления в Германии, Франции и Англии первых поздравительных карточек, в 1840-х годах представлявших собой уникальные работы: печать покрывалась глянцем, посыпалась толченым стеклом, на изображения животных наклеивался настоящий мех и вставлялись глазки из стекла, открыточные красавицы обретали настоящие локоны.
Открытки, выпущенные в России, зачастую ничуть не уступали западным по качест­ву исполнения. Здесь можно назвать хотя бы серию «Привет из Моск­вы», отпечатанную в 1910 году. Об этом и о многом другом рассказывает альбом, адресованный автором «широкому кругу читателей и специалистов в области истории русской культуры, полиграфии, работникам библиотек, художникам, дизайнерам, вообще всем любителям искусства и коллекционерам».
Не помню, где и у какого автора мне встречалось определение почтовой открытки, вынесенное в заглавие рецензии. Да это в данном случае и неважно: гораздо важнее суть — и она глубоко верна.
Предлагаем читателям нашего журнала малую толику путешествий во времени и пространст­ве.