restbet restbet tv restbet giriş restbet restbet güncel restbet giriş restbet restbet giriş restizle betpas betpas giriş pasizle betpas betpas giriş pasizle iskambil oyunları rulet nasıl oynanır blackjack nasıl oynanır

Поиск

Морское путешествие гвардии в 1814 году

Морское путешествие гвардии в 1814 году

Морское путешествие гвардии в 1814 году


И. С. Розен. Гвардейский экипаж в Париже в 1814 году. Холст, масло. 1911 годКампания 1812-1814 годов победоносно завершилась. Гвардейский корпус решено было доставить в Петербург морем, для чего предполагалось использовать корабли эскад­ры Балтийского флота, с ноября 1812 года находившейся в Англии. Командовал эскадрой адмирал Егор Егорович (Джордж) Тет — англичанин на русской службе с 1770 года. Корабли русского флота совместно с английскими осуществляли блокаду французских, голландских и датских берегов; наши моряки, по свидетельст­ву союзников, отлично действовали в сражении при Флиссингене, при занятии островов Бевеленд, осаде крепости Бац и в других пунк­тах побережья.
В 1814 году эскадра адмирала Тета насчитывала 12 линейных кораблей, 3 фрегата и бриг; этих судов было недостаточно даже для перевозки 1-й гвардейской дивизии, поэтому пришлось привлечь также английские военные корабли и транспорты.А. Г. Варнек. Адмирал Егор Егорович Тет. Холст, масло. Первая четверть XIX века
22 мая 1814 года император Александр I отправился из Парижа в Лондон. В тот же день все караулы в городе были сданы французской национальной гвардии, и русская армия двинулась в обратный путь. В 9 часов утра под проливным дождем 1-я гвардейская дивизия в составе Преображенского, Семеновского, Измайловского, Егерского полков, 1-й и 2-й рот артиллерийской бригады и артиллерийской команды гвардейского экипажа покинула Париж и, сделав один переход, оказалась в предместье Сен-Жермен, где простояла до 25 мая и где гвардейцам выдали пожалованное Государем не в зачет годовое содержание. 26 мая дивизия выступила в Шербург, а гвардейский экипаж, также входивший в ее состав, направился в Гавр. Поход совершался неспешно: путь длиной 340 километров занял 12 дней при трех дневках (то есть в день проходили в среднем по 28 километров).
Неизвестный художник. Генерал-майор Григорий Владимирович Розен. Холст, масло. Около 1815 года На марше получили новые указания, о чем свидетельствует приказ командующего дивизией генерал-лейтенанта барона Григория Владимировича Розена от 3 июня: «Его Императорскому Величеству угодно, чтобы 1-я гвардейская дивизия, сев на суда в Шербурге, выгрузилась на Аглицком берегу и там была бы представлена принцу-регенту во всем должном порядке и исправности. Объявляя таковую волю Государя Императора, предлагаю господам полковым начальникам взять свои меры»1. Из приказа следовало, что Александр I намеревался устроить в Англии парад своей гвардии.
Войска прибыли в Шербург 8 июня, где их ожидала часть русской эскадры под командованием вице-адмирала Романа Васильевича (Роберта) Кроуна. Погрузку предполагалось производить на рейде с лодок, так как корабли в Шербурге не могли подойти к берегу.
Началась подготовка к плаванию; требовалось максимально освободиться от всего лишнего. Офицеры продавали собственных лошадей и экипажи. Приказом командующего барона Розена от 8 июня предписывалось приступить к погрузке артиллерии, принадлежавшей артиллерийской роте № 1 и артиллерийской команде гвардейского экипажа (всего 14 орудий). «Орудия, лафеты и ящики будут размещены на всех кораблях и фрегатах по распоряжению флотских начальников. Снаряды уложены будут также по их распоряжению. Ядры от картузов отделить, в ящиках гнезда выкинуть и уложить в ящики артиллерийскую упряжь». Следующий приказ от 9 июня подробно регламентировал распределение по кораблям: «Весь лейб-гвардии Измайловский полк, лейб-гвардии Егерьского полка 1-й баталион и 3 роты 2-го баталиона онаго же полка послезавтрева, то есть в среду в 6 часов утра, будут садиться на флот; для чего и прибыть им в новую гавань в 5 часов утра и перед погрузкою отслужить молебен с коленопреклонением». Измайловский и Егерский полки грузились на корабли «Не тронь меня», «Трех иерархов», «Святослав», «Норд-Адлер» и фрегат «Свеаборг», а также на английские «Лейден» и «Буцефал»; на фрегат «Венера» была погружена часть гвардейской артиллерии и штат цесаревича Константина в составе 15 человек. Всего эскадра Кроуна приняла 3500 человек2.
Характерно, что в приказе от 9 июня нет и намека о заходе в Англию, но даны указания, что делать уже в России: «По прибытии на Ораниенбаумский берег располагаться впредь до повеления по кантонир-квартирам в Ораниенбауме, Петергофе, Стрельной мызе»3. Видимо, барон Розен получил какие-то новые инструкции относительно войск, грузившихся на эскадру адмирала Кроуна.Л. Д. Блинов. Адмирал Роман Васильевич Кроун. Холст, масло. 1885 год
11 июня подошла эскадра адмирала Тета и четыре английских транспортных судна, на которые загрузилась оставшаяся часть лейб-гвардии Егерского полка. Преображенский полк отправлялся на «Храбром», «Победоносце», «Смелом», «Мироносце», Семеновский — на «Юпитере», «Чесме», «Памяти Евстафия», «Трех Святителей». Погрузка гвардейского экипажа на фрегат «Архипелаг» производилась в Гавре. 6000 человек отплывало из Франции на кораблях эскадры Е. Е. Тета. 14 июня эскад­ра покинула Шербург, направляясь в Англию.
Существуют всего два мемуарных источника, в которых описано возвращение гвардии на родину (оба мемуариста были офицерами Семеновского полка): дневник полковника П. С. Пущина4 и записки прапорщика И. М. Казакова.А. В. Карелов. 74-пушечный корабль типа «Селафиил» («Северная звезда», «Не тронь меня», «Норд-Адлер», «Трех Иерархов»). Из книги А. А. Чернышева «Российский парусный флот» (т. I. М., 1997)
«Флотские офицеры всей эскадры и слышать не хотели об уплате нами за стол, — писал И. М. Казаков, — тогда генерал наш (Я. А. Потемкин. — Г. Л.) сказал: «Тогда мы будем угощать вас вином». Положили по сту рублей с каждого офицера, и это составило порядочную сумму, имея в виду, что в полку было до пятидесяти офицеров. Генерал послал в Париж квартирмейстера и казначея Лодомирского, который привез большой обоз вин и разных гастрономических и кондитерских припасов, так что стол и вина были великолепные. <…> [На корабле] мне указали на мою койку на второй палубе возле кают-кампании между двумя чугунными пушками, посреди которых как с правой, так и с левой стороны были офицерские койки, завешанные парусиной. <…> В первый день, как мы поступили на корабль, когда за обедом нам подали черный хлеб и квас, то кают-кампания огласилась криком «ура!». Контр-адмирал (Эллиот. — Г. Л.), комнаты коего были над нами, прислал узнать причину восторженного шума».
Преодолев штиль и встречное течение, эскадра адмирала Тета вечером 17 июня стала на якорь на рейде города Диль. Отсюда Г. В. Розен в сопровождении генерал-адъютанта Я. А. Потемкина отправился в Лондон на встречу с императором. Пока начальство отсутствовало, офицерам были разрешены поездки на берег; из нижних чинов Тет приказал никого на берег не увольнять.
П. С. Пущин в своем дневнике пишет, что он почти каждый день стоянки съезжал на берег и даже посетил Дувр, до которого из Диля три часа езды. В общении с англичанами Пущин отмечал трудности: «Не зная ни слова по-английски, я не мог осмотреть многое, что было досадно, но кто меня поражал, так это наши моряки; в то время, как мы не могли добиться, чтобы нас сколько-нибудь понимали, они без всякого затруднения объяснялись [с англичанами] и получали все, что желали. Одно-два слова английских, сильное бранное слово, жесты, и их понимали».

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию