restbet restbet tv restbet giriş restbet restbet güncel restbet giriş restbet restbet giriş restizle betpas betpas giriş pasizle betpas betpas giriş pasizle iskambil oyunları rulet nasıl oynanır blackjack nasıl oynanır

Поиск

«Туркестанский» Бенуа

«Туркестанский» Бенуа

«Туркестанский» Бенуа


Из всех представителей известнейшего рода Бенуа Алексей Леонтьевич наименее упоминаем. Причиной является то, что значительную часть жизни он провелОливье (?). Портрет семьи Бенуа. В центре сидит глава семейства Леонтий (Луи Жюль) Бенуа — повар-кондитер герцога Монморанси, переселившийся в Россию и ставший придворным метрдотелем. Слева от него — жена Екатерина Андреевна. Дети (по старшинству) — Жаннет, Михаил (в форме кадета), Леонтий (отец архитектора Алексея Бенуа), Александрина, Елизавета, Елена, Николай и Франсуа. Около 1816 годане в Европейской части России, а на окраине тогдашней империи — в Туркестанском крае, где и оставил довольно значительное творческое наследие. Кроме материальных свидетельств, там сохранилось больше всего и архивных документов (главным образом в Центральном Государственном архиве Узбекистана), позволяющих хоть в какой-то степени пролить свет на сокрытые до сих пор от широкой общественности эпизоды биографии этого неординарного человека.
Родился Алексей Леонтьевич в семье чиновника Общества Царскосельской железной дороги Леонтия Леонтьевича Бенуа (1801-1885) — старшего брата мас­титого архитектора Николая Леонтьевича Бенуа (1813-1898). Алексей окончил Императорскую академию художеств и 12 сентяб­ря 1865 года «во внимание к хорошим познаниям его в архитектуре и строительном искусстве, доказанным классными программами и выдержанным экзаменом из наук», был удостоен звания свободного художника «с правом производить строения и вступать в службу, какую пожелает». В феврале 1874-го на имя Туркестанского генерал-губернатора генерал-адъютанта К. П. фон-Кауфмана поступает бумага «об определении на службу архитектора Бенуа». На бумаге — резолюция: «Ректор Императорской академии художеств, действительный статский советник Александр Иванович Резанов рекомендует с отличной стороны как хорошего художника, знающего дело архитектора и честного человека Алексея Леонтьевича Бенуа». 20 июня А. Л. Бенуа определяется «на службу по военно-народному управлению», а 8 февраля 1875 года назначается «членом Сыр-Дарьинс­кой строительно-дорожной комиссии», руководившей всей застройкой Ташкента. 8 мая его командируют для производства строительных работ в распоряжение военного губернатора Семиреченской области в город Верный (Алма-Ата). Пробыл он там два года. Архитектурно-строительная деятельность Бенуа в Семиречье еще не изучена. На данный момент известно, что Алексей Леонтьевич занимался аранжировкой Казенного сада в Верном, планировкой образцовой крестьянской деревни Казанско-Богородское (Узун-Агач), строительством здесь церкви, здания сельского училища, домов для переселенцев (1876, совместно с П. Зенковым). В Семиречье в 1875-1877 годах им были впервые осуществлены противоселевые мероприятия — возведение дамб и укрепление берегов горных речек, зеленое и парковое строительство. Еще нужно назвать здание мужской гимназии в Верном (совместно с военным инженером С. Янчевским и городским архитектором П. Гурде), часовню на братской могиле воинов, павших в 1860 году в Узунагачском деле. После этого в связи с образованием при областных правлениях строительных отделений, возглавляемых военными инженерами, А. Л. Бенуа назначается на должность младшего архитектора тогдашней Сыр-Дарьинской области и возвращается в Ташкент. Однако уже в апреле 1879 года обладавшему непростым характером Алексею Леонтьевичу пришлось «по семейным обстоятельствам» покинуть государственную службу. В архиве есть прямо 
так и названное «Дело о неблагонадежности мл. архитектора Бенуа и увольнении его от службы». К тому же он в силу рокового стечения обстоятельств не смог получить звания «классного художника 3 степени»: по ходатайству дяди, профессора Н. Л. Бенуа, был допущен к экзаменам, но нужные бумаги, высланные из Академии художеств, запоздали.
Дворец Великого князя Николая КонстантиновичаВ конце 1882 года А. Л. Бенуа снова назначается на государственную службу и получает должность «исправляющего делами младшего архитектора» Заравшанского округа. Он отправляется в Самарканд, где живет и трудится четыре года.
Вполне логично, что в Туркестанском крае, особенно в первоначальный период его освоения, во главе строительной и архитектурно-планировочной деятельности стояли преимущественно военные инженеры. А. Л. Бенуа был здесь единственным художником-архитектором. Во все периоды своей государственной службы и после увольнения с нее, работая как частный архитектор, он очень много проектировал, переделывал проекты по указаниям заказчиков, составлял и проверял сметы, осуществлял приемку работ и возводил самые разнообразные об­ъекты. В его послужном списке есть все — от дворцов до «караулки для двух шоссейных сторожей» и «номерных столбов при мостах на шоссейных дорогах». В 1877 году вмес­те с военным инженером капитаном Белохой Алексей Леонтьевич занимался переустройством интерьера резиденции Туркестанских генерал-губернаторов, где по его проекту был создан парадный Георгиевский зал, а в 1883-1884 годах обогатил одноэтажный фасад этого здания прихотливым резным деревянным декором в русском стиле. Известен датируемый 1878 годом проект «двухэтажного жилого дома военного губернатора Сыр-Дарьинской области, выполненный [А. Л. Бенуа] в формах классицизма». Зодчий принимал активное учас­тие в строительстве здания Ташкентской мужской гимназии, осуществляемом по проекту военного инженера Янчевского (1878-1883), и в перестройке жилого дома полковника Тартаковского в учительскую семинарию (1881-1887). В 1898 году Е. П. Дубровин по проекту А. Л. Бенуа пристроил к западной части здания семинарии пятиглавую домовую церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского. Безусловно, заслуживают внимания проекты особняка для К. А. Беньковского (1889), который предполагалось возвести в г. Аулиэ-Ата (1889), и «дома переводчика канцелярии начальника Аму-Дарьинскго отдела князя Абдул-Гани Яушева» в Петро-Александровске (1896).
Когда в 1890 году праздновалось 25-летие присоединения Ташкента к России, в городском саду открылась юбилейная кустарно-промышленная выставка. Для нее по проекту А. Л. Бенуа (совместно с инженером Е. П. Дубровиным) были сооружены входные ворота со стороны Константиновского сквера. В их декоративном убранстве использовались мотивы московской архитектуры XVII века. В 1898-м Бенуа и Дубровин составили в том же стиле проект нового здания городской думы.Восточный фасад дворца
В конце 1870-х годов по инициативе проповедника К. Х. Фрюауфа в Ташкенте прошел сбор средств на строительство молитвенного дома лютеран. Объявили конкурс на лучший проект. В числе прочих на объявление откликнулся и А. Л. Бенуа, католик по вероисповеданию. В 1881 году он выполнил первоначальный проект кирхи, дорабатывавшийся им вплоть до 1896 года. В 1899-м здание, в архитектуре которого присутствуют элементы прибалтийской готики, было завершено.
Талантливого архитектора не обошли также при постройке дворца Великого князя Николая Константиновича в Ташкенте. Комп­лекс, в проектировании которого участвовал и Бенуа, был воздвигнут в 1889-1890 годах под руководством гражданского инженера В. С. Гейнцельмана. Этот уникальный ансамбль, выполненный в романском стиле, утопал в зелени тенистого парка, что придавало дворцу вид охотничьего загородного особняка. Скульптурные изображения собак и оленей, профили лошадей в овальных медальонах на фасадах флигелей дополняли картину.

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию