Поиск

«Американский след» художника Ложкина

«Американский след» художника Ложкина

Иллюстрация: Москва. Страстная площадь. Бумага, акварель, белила. 1930 год


У стен Московского Кремля в XVII веке. Бумага, акварель, белила. 1910 год

Произведения Александра Васильевича Ложкина (1881–1942) в музее «Хиллвуд» (США).

После появления в «Московском журнале» моих статей о жизни и творчестве А.В. Ложкина я не оставил поиск его работ, неизвестных в России. Недавно мне попался на глаза каталог музея «Хиллвуд» (Вашингтон), содержащий четыре акварели Александра Васильевича, на которые этой краткой заметкой я спешу обратить внимание читателей. Будучи коренным москвичом, художник много писал Первопрестольную, вдохновляясь как ее стариной, так и современной автору действительностью. Москва предстает нашему взору и на этих акварелях А.В. Ложкина. Вот Смоленский собор Новодевичьего монастыря. Вот XVII век: кремлевская стена с проездной башней, рядом — рубленая баня, выпускающая на улицу густой пар. Вот оживленная московская улица — также XVII столетия. Вот, наконец, Страстная площадь начала 1930‑х годов: позади памятника А.С. Пушкину, стоящего еще на Тверском бульваре, — постройки снесенного вскоре Страстного монастыря. Композиция каждой работы безупречна, мастерство исполнения несомненно. Колорит, атмосфера — все такое русское, московское, родное… Еще одно подтверждение того, что в лице А.В. Ложкина — художника, до сих пор у нас недооцененного, — русская живопись Серебряного века имеет своего блестящего представителя. Размещенные здесь работы публикуются в России впервые.