Поиск

Сопричастность

Сопричастность

Иллюстрация: В.Ю. Желваков. Индия. Бумага, пастель. 2006 год


В.Ю. Желваков. Тибет. Бумага, пастель. 2004 год

О творчестве народного художника России Вячеслава Юрьевича Желвакова (к 60-летию со дня рождения).

В.Ю. Желваков — признанный художник‑график, действительный член Российской академии художеств. Он пришел в искусство в 1980‑х годах и утвердился в нем благодаря умению увидеть, осмыслить и донести до зрителя  открывающиеся ему в глубочайшем чувстве сопричастности образы прошлого и настоящего. За 35 лет Вячеслав Юрьевич создал более двух тысяч самых разнообразных графических и живописных работ. Он родился в 1956 году в городе Яранске Кировской области. Учился в детской художественной школе в Йошкар-Оле, затем в Марийском республиканском художественном училище, где преподавал замечательный педагог — его отец Юрий Андреевич Желваков; далее (1976–1982) в Суриковке на отделении графики осваивал сложнейшие изобразительные техники — офорт и гравюру. Первая крупная работа — серия офортов «Труды и дни Михайло Ломоносова» (1982), защищенная в качестве диплома. Серия содержала девять листов, отразивших путь Ломоносова от холмогорского помора‑юноши до всемирно признанного ученого. По окончании Суриковского института В.Ю. Желваков стажировался в творческой мастерской графики Академии художеств СССР под руководством О.Г. Верейского. Здесь сформировалось творческое кредо Вячеслава Юрьевича: «Нравственность, духовность, образность в работах. Масштабность, неиссякаемость темы. Герой произведений — яркая, сильная личность». В 1986–1988 годах Желваков совершил путешествие на север России, проехал по Пинеге, побывал на родине писателя Федора Абрамова.  Творческим итогом стали две серии рисунков — «На родине Федора Абрамова» (1986) и «Будни и праздники северной деревни» (1988). В 1989 году состоялась поездка по БАМу, которая произвела на Желвакова сильное впечатление. В серии офортов, посвященных БАМу, впервые ясно проявилось стремление автора не просто вести «изорепортаж» из мест пребывания, но делать философские обобщения, говорить об увиденном языком притчи. За эту серию он получил премию ЦК ВЛКСМ…

В.Ю. Желваков. Петербург Петра III. На набережной. Бумага, карандаш. 2015 год