Поиск

Кто такие «правые»?

Кто такие «правые»?

Фото: Всероссийский съезд русских людей в Москве 27 сентября – 4 октября 1909 года


Торжественное молебствие перед открытием очередной сессии Государственной думы IV созыва в присутствии императора Николая II. 9 февраля 1916 года

Монархист Георгий Алексеевич Шечков (1856–1920) о своих политических единомышленниках.

«Об отношении Церкви к государству и об организации власти по православному сознанию» — так назывался ныне утерянный трактат русского публициста и деятеля правого движения начала ХХ века Г.А. Шечкова. В трактате, отрывки из которого, по свидетельствам современников, слышали лишь очень немногие знакомые автора, раскрывались общие положения консервативной концепции, основанной на признании определяющей роли Православной Церкви в русской истории. Поскольку местонахождение трактата неизвестно, исследователям остается кропотливо восстанавливать эту концепцию окольными путями — по довольно многочисленным публикациям Г.А. Шечкова. Член фракции правых в Третьей и Четвертой Государственных думах, Русского Собрания, Главной палаты Русского народного союза имени Михаила Архангела, юрист, публицист Георгий Алексеевич Шечков сегодня не является широко цитируемым автором, хотя о нем и написан ряд очерков. Исключительно самобытный по своим воззрениям (впервые это отметил глава РНСМА В.М. Пуришкевич), он по праву именовался «монархистом из XVI столетия». Что же касается упомянутого трактата, то, со слов близко знавшего Г.А. Шечкова князя Н.Д. Жевахова (1874–1946), там анализировались взаимоотношения Церкви и государства, определялось место монарха в системе общественных отношений. Николай Давидович указывал и на факт проникновения оттуда некоторых мыслей и идей на страницы периодической печати. Можно ли в данной связи считать частью трактата опубликованный за подписью Георгия Шечкова в трех номерах консервативных «Московских ведомостей» материал под названием «Что такое “правые”? » (1916. № 53, 63, 89)? Утверждать это со всей определенностью мы не беремся, однако такая вероятность существует; к тому же высказанные суждения  монархиста Шечкова по поводу его соратников представляют немалый интерес и сами по себе, ярко характеризуя ситуацию в российском дореволюционном правом движении в период, когда оно клонилось к закату. Констатируя сей факт, Шечков еще раньше (1912) писал: «Теперь “правые” элементы дезорганизованы близорукой политикой самого правительства, продиктованной как бы охватившим его чувством ревности к значению патриотических союзов. <…> В 1907 году благомыслящие люди, стоя стеной против очевидного врага, крепко держались друг за друга; а теперь они, испытав на себе применение правительственного лозунга divide et impera (разделяй и властвуй. — В. Ч.), находятся в состоянии усобицы»…