Поиск

Почти анонимный шедевр

Почти анонимный шедевр

Фото: Юлия Седова в балете «Спящая красавица». 1900 год


Глебу Дерюжинскому позирует Лиллиан Гиш. 1924 год

О модели и авторе одной скульптуры из Государственного центрального театрального музея имени Алексея Александровича Бахрушина.

В 2016 году Бахрушинскому музею исполнилось 120 лет. Изданы сотни монографий, статей, воспоминаний, альбомов с описанием его богатейшей, тщательно каталогизированной коллекции — казалось бы, каждый предмет изучен досконально. Однако до недавнего времени один из экспонатов не мог считаться атрибутированным. Речь идет о находящейся на цокольном этаже музея статуэтке балерины. Надпись на сопровождающей работу плакетке гласит: «Т. Дорюжинский. Скульптурный портрет Юлии Седовой в роли Лебедя. СПб., начало ХХ века. Бронза, литье. 58х42х36». Здесь кроется загадка. Кто такой Т. Дорюжинский — неизвестно. Указанного имени нет ни в одном доступном источнике. Интернет на сей счет тоже не дает никакой информации. Я попыталась эту загадку разрешить. Поиск начался с распознавания изображенной скульптором модели — ведь, скорее всего, это Юлия Николаевна  Седова (1880–1969), звезда Мариинского театра, в эмиграции преподававшая искусство танца воспитанницам русской школы «Александрино» в Ницце (о школе см. мою статью в № 5 «Московского журнала» за 2009 год). Одна из них, Анна Марли (1917–2006), впоследствии писала: «На занятиях Юлии Николаевны Седовой <…> была железная дисциплина балета. Я ломала свое тело до боли под звуки музыки Чайковского или Шопена. Вся моя жизнь преобразилась, ведь балет — это особенный мир! Седова готовила меня на па-де‑де Петипа из “Синей птицы”. Это был когда‑то ее коронный номер, она даже подарила мне свой костюм и тиару» (список цитируемой литературы приведен в конце). Ученица балетмейстера и педагога Энрико Чекетти (1850–1928) Ю.Н. Седова по праву вошла в историю отечественного балета наравне с Т.П. Карсавиной (1885–1978), В.А. Трефиловой (1875–1943), Л.Н. Егоровой (1880–1972), М.Ф. Кшесинской (1872–1971). Ее имя мы находим практически во всех справочниках и монографиях о русском балете. Сообщается, в частности: «Диапазон ролей Юлии Седовой распространялся от комедии до трагедии — главная роль в балете Петипа на музыку Р. Дриго “Жемчужина” (показанном в 1896 году на коронационном спектакле в Москве), партия Терезы в “Привале кавалерии”, Царьдевица в “КонькеГорбунке” на музыку Ц. Пуни, партия Одетты Одиллии в “Лебедином озере” П.И. Чайковского, номер в балете Вальдтейфеля “Игра бабочек”». А вот отзыв либреттиста и балетоведа В.Я. Светлова в «Биржевых ведомостях» (октябрь 1907): «Седова слыла мастерицей не только по части вращений — она обладала и феноменальным прыжком. Седова, прыгнув, задерживалась в воздухе, совершая ошеломляющие по своей протяженности полеты. Достаточно сказать, что Седова рисковала потом состязаться в высоте и легкости прыжка с Нижинским, на что не отваживались не только танцовщицы, но и танцовщики, и не знала поражений»…

Моделью скульптору служит Вирджиния Браун Фэйр. 1920 год