Поиск

Портрет, натюрморт, пейзаж…

Портрет, натюрморт, пейзаж…

Иллюстрация: С.А. Котов. Натюрморт с гранатами. Бумага, акварель. 2009 год


С.А. Котов. Портрет художника А.П. Рябушкина. Холст, масло. 2002 год

О московском художнике и педагоге Сергее Алексеевиче Котове.

С.А. Котов родился в 1973 году в Курске. После школы в 1990‑м поступил на художественно‑графический факультет Курского государственного педагогического университета, по окончании которого (1995) один год преподавал рисование и черчение в школе, а в 1996 году, успешно пройдя творческий отбор и сдав экзамены, поступил в Академию живописи, ваяния и зодчества. Обучение в портретной мастерской под руководством профессора Лейлы Самиуловны Хасьяновой завершилось защитой дипломной работы — «Портрет художника А.П. Рябушкина» (2002). Поставив перед собой задачу создать портрет этого выдающегося мастера жанровой и исторической живописи (1861–1904), С.А. Котов подошел к делу предельно ответственно. Сложность, помимо прочего, заключалась еще и в том, что уже существовал хорошо известный портрет Андрея Петровича Рябушкина, выполненный в 1904 году рисовальщиком и гравером В.В. Матэ. Преодолеть сложившийся с тех пор стереотип восприятия рябушкинского облика, дать собственное понимание личности столь много потрудившегося во славу русского искусства художника — на это требовалась определенная смелость, которой Котов, несомненно, обладал. Учеба в академии во многом способствовала его профессиональному и духовному росту. От холста к холсту, от рисунка к рисунку отрабатывались навыки и технические приемы. Из‑под кисти Сергея выходят такие полотна, как «Спасо-Андроников монастырь» (1997), «В монастыре Коренная пустынь» (1998), «Прощание на вокзале» (1998), «Дорога в деревню» (1998), «Закат на Волге» (1998–1999), «Преподобный Серафим» (1999), «У стен монастыря. Суздаль» (1999). Интересно композиционное и колористическое решение темы ярмарки в малом дипломе художника: в итоге у Котова получился живописный экскурс в историю родного города («Ярмарка в Коренной», 1999). Далее — летняя практика в старинном Суздале и в Городце на Волге, обращение к излюбленной теме дороги («Дорога на хутор Серебряный», 2001), написание серии портретов, в том числе «Автопортрета» (2001) и удивительно проникновенного, лирического, светлого портрета пожилой женщины («Мария Филипповна», 2001). То были этапы непростого пути к воплощению на холсте образа Рябушкина — мастера, по словам современников, «всецело посвятившего себя родине», утверждавшего в своем творчестве «красоту иной, далекой жизни, противостоящей суетности, стяжательству, пошлости» и оставившего потомкам «мир, который [он] нашел в душе среди воспоминаний о прошлом»…

С.А. Котов. Баньки. Тонированная бумага, тушь, перо. 2005 год