Поиск

«Восхищенная любовь к видимому миру»

«Восхищенная любовь к видимому миру»

Иллюстрация: Копия П.А. Радимова «Облачный день». Работа, выполненная А.А. Кротковым в июле 1943 года


А.А. Кротков. Заставка для газеты. 1941 год. Центральный музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе

Жизнь и творчество художника Алексея Александровича Кроткова (1904–1943).

Биографию даровитого графика и живописца А.А. Кроткова можно разделить на три периода. Первый – саратовский (1920‑е годы) – прошел под знаком футуризма и экспрессионизма. Второй – работа в Москве: переосмысление опыта авангарда и обращение к соцреализму. Третий – годы войны: Кротков отправляется на фронт, где до своей гибели командует взводом. Большая часть наследия художника находится в собрании его дочери Галины Алексеевны Кротковой – это рисунки времен Гражданской войны, нэпа, 1930‑х годов, письма с фронта. Частично графические листы были переданы в Саратовский художественный музей имени А.Н. Радищева и Саратовский государственный музей боевой и трудовой славы, а также в Центральный музей Великой Отечественной войны. Также на сегодняшний день удалось обнаружить в архивах ряд касающихся А.А. Кроткова документов. Список использованных при написании данного очерка источников помещен в конце.
* * *
Родился Алексей Александрович в Саратове, всегда выделявшемся среди провинциальных центров кипучей культурной жизнью. Здесь в 1886 году по инициативе выдающегося художника‑мариниста А.П. Боголюбова открылся общедоступный художественный музей, а позднее – рисовальная школа при нем. Символисты П.В. Кузнецов, П.С. Уткин, А.Т. Матвеев, А.И. Савинов, А.Е. Карев творили под влиянием именитого саратовца В.Э. Борисова-Мусатова. Местных живописцев не обошли стороной возникавшие в первой трети XX века художественные школы и направления – кубизм, футуризм, экспрессионизм. В 1920 году А.А. Кротков поступил в Саратовские высшие художественные государственные мастерские (с 1925 года – Художественно‑промышленный техникум). По воспоминаниям современников, юноша не выпускал из рук карандаша – зарисовывал бытовые сценки, набрасывал жанровые эскизы, создал целую портретную галерею, запечатлевая образы близких и друзей. Он упорно искал собственный творческий метод, новые выразительные средства. В серии урбанистических пейзажей (1925) Кротков подчеркивал простоту воплощаемых форм, стремясь к минимальной их детализации. Кстати, эти работы дают нам яркое представление о городской застройке Саратова тех лет…