Поиск
  • 25.06.2017
  • Альбом
  • Автор Галина Владимировна Аксенова

«Здесь родная стихия художника…»

«Здесь родная стихия художника…»

Иллюстрация: Рисунок А.П. Рябушкина, сделанный им в Борисоглебске в мае – июне 1881 года. ОР РНБ


Рисунок А.П. Рябушкина, сделанный им в Борисоглебске в мае – июне 1881 года. ОР РНБ

Борисоглебская земля в рисунках Андрея Петровича Рябушкина (1861–1904).

Об А.П. Рябушкине — замечательном русском живописце исторического жанра, монументалисте, книжном и журнальном графике — на страницах «Московского журнала» достаточно подробно рассказывалось уже дважды. Данный очерк посвящен оставшейся неотраженной в этих публикациях части художественного наследия Рябушкина, к которой с тем большим правом можно отнести слова поэта, критика, историка искусства Сергея Константиновича Маковского (1877–1962) по поводу одной из исторических рябушкинских картин: «Вы чувствуете, что здесь родная стихия художника». Напомним: родился А.П. Рябушкин в селе Станичная Слобода Борисоглебского уезда Тамбовской губернии (сейчас — Воронежская область; село входит в состав Борисоглебского городского поселения). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, затем окончил Императорскую академию художеств в Санкт-Петербурге (1890). Совершил ряд творческих поездок по древним русским городам — Орел, Тула, Киев, Великий Новгород, Сергиев Посад, Тверь, Ярославль, Углич, Ростов, Кострома, Нижний Новгород, Владимир… Не раз побывал на своей малой родине — в Борисоглебске. Художника влекли к себе «вещественные остатки русской старины в крестьянском быте, во многих деталях сохранявшем древнерусские костюмы и обычаи». В путешествиях по Руси А.П. Рябушкин обретал «живую натуру». Потомкам он «успел оставить мир, который нашел в <…> душе среди воспоминаний о русском прошлом». Андрей Петрович имел при жизни немало добрых друзей. Они стали главными держателями творческого наследия «ясновидца и правдолюбца минувших жизней» — картин, акварелей, этюдов, эскизов. Художник, музыкант, либреттист, сценограф, публицист Илья Федорович Тюменев (1855–1927), а потом его сын бережно хранили несколько альбомов и дневников Рябушкина, которые тот вел во время поездок и путешествий, делая быстрые наброски, карандашные и акварельные зарисовки, фиксируя идеи будущих картин…