Поиск

У истока двух творческих судеб

У истока двух творческих судеб

Фото: Опера Р. Вагнера «Гибель Богов». Солисты: М.А. Зюзина, М.Т. Фитингоф, А.В. Висленева. 1930-е годы. Фотограф неизвестен


С.Б. Фролаков. «Дом-сказка» (доходный дом П.И. Кольцова). Бумага, темпера. 2009 год (здесь жила М.Т. Фитингоф)

О русской оперной певице и педагоге Маргарите Тихоновне Фитингоф (1899–?).

Для начала — две истории.
История первая Выдающийся тенор, солист Государственного академического театра оперы и балета имени Т.Г. Шевченко (1965–1995), народный артист СССР (1975), лауреат Ленинской премии (1980) и Государственной премии имени Т.Г. Шевченко (1997), командор ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (1998) — высшей государственной награды Италии — Анатолий Борисович Соловьяненко (1932–1999) происходил из потомственной шахтерской семьи. В доме любили музыку, вечерами слушали пластинки, пели. В молодые годы мать и отец нередко выступали в концертах шахтерской самодеятельности, в любительских спектаклях. Анатолий пел в школьном хоре, позже, поступив в Донецкий политехнический институт, — в студенческой самодеятельности. Как пишет А.К. Терещенко в книге, посвященной жизни и творчеству Соловьяненко1, по окончании третьего курса Анатолий поехал в гости к своему школьному другу в Ленинград, и там между ними произошел следующий разговор: «“Ну, а сейчас ты поёшь?” — “Пою”. — “И получается?” — “А не знаю, пою — и все”. — “У меня тут товарищ есть, так он бегает к певице одной заниматься. Говорит, многому научился. Может, и ты зайдешь к ней? Пусть послушает, скажет, что делать”. — “Да неловко как‑то…” — “Брось стесняться, не маленький”».
На другой день Анатолий не без робости предстал перед Маргаритой Тихоновной Фитингоф, в прошлом — солисткой Ленинградской оперы, которая, прослушав его, сказала: «Да, у вас отличные данные, молодой человек. Можете стать настоящим певцом. Но вот школы, извините, нет. Учиться надо. И немедленно. Вот вам мой совет: идите в консерваторию, там сейчас должно проходить отборочное прослушивание». Соловьяненко записали в длинную очередь желающих прослушаться, однако при этом выяснилось: репертуар абитуриента явно не отвечал требованиям приемной комиссии. «Не расстраивайтесь, впереди почти неделя, что‑нибудь выучим», — успокоила Маргарита Тихоновна…