Поиск

Леонид Дмитриевич Малашкин (1842–1902)

Леонид Дмитриевич Малашкин (1842–1902)

Леонид Дмитриевич Малашкин (1842–1902)


Леонид Дмитриевич Малашкин. Фотография второй половины XIX векаЛ. Д. Малашкин сегодня известен лишь одним произведением — романсом «О, если б мог выразить в звуке!..», который популярным сделал Ф. И. Шаляпин, почти всегда включавший его в свои концертные программы. Этот романс и сейчас широко исполняется — солистами Большого театра и провинциальных филармоний, студентами музыкальных учебных заведений и участниками художественной самодеятельности. Между тем творческое наследие композитора весьма обширно и значительно, что на рубеже XIX-XX веков признавалось большей частью российской музыкальной общественности.
Леонид Дмитриевич Малашкин появился на свет в Рязанской губернии, в родовом имении своих родителей Дмитрия Даниловича и Пелагеи Гавриловны Малашкиных. Он рано обнаружил музыкальные способности и начал учиться игре на фортепиано под руководством домашнего учителя. Очень скоро родители почувствовали, что этих уроков недостаточно для стремительно развивающегося таланта сына и отдали Леонида в обучение одному из лучших преподавателей музыки в Москве, пианисту и композитору Александру Ивановичу Дюбюку (1812-1897).
После окончания гимназии Леонид поступил было в коммерческое училище, но вскоре бросил его. Не прельстили юношу и лекции на юридическом факультете Московского университета, куда он два года ходил вольно­слушателем. Родители отправили его в поместье заниматься сельским хозяйством, но и помещик из Леонида Дмитриевича не получился: он предпочитал не надзирать за работой крес­­тьян, а слушать и записывать их песни.
Завершить музыкальное образование Л. Д. Малашкин решил за границей, в Германии, куда отправился в 1864 году. Перед отъ­ездом он женился на Анне Павловне Карташевой. От этого брака впоследствии родилось шестеро детей.
Учился Малашкин в Берлинской консерватории Штерна у лучшихСтарая Рязань. Открытка конца XIX — начала XX векапрофессоров Европы. Так, игру на органе ему преподавал Карл Август Хаупт. Спустя несколько лет, в 1887 году, анонсируя московский концерт композитора, газета «Современные известия» напишет: «Господин Малашкин, между прочим, замечательно владеет фисгармониею, но не тою бедною фисгармониею, которая распрос­транена, но оркестрионом, действительно способным заменить целый оркестр. <…> В числе исполненных пьес на оркестрионе баховская поразила слушателей силою выражения. Известно о Себастьяне Бахе предание, что его сочинения умел играть только он сам да его сын; позднейшие исполнители уже не производили того очарования, какое своим исполнением производил сам творец и о каком повествуют музыкальные летописи. Один из слушателей напомнил об этом господину Малашкину, отдав дань справедливости мастерству его в исполнении Баха. Но артист тут же раскрыл и секрет: секрет в том, что гос­подин Малашкин учился в Берлине у Хаупта, а Хаупт был учеником Фишера; Фишер же слышал самого Себастьяна Баха, этого отца новейшей музыки, и учился у него».
В Германии Леонид Дмитриевич сочинил фортепианную сонату, содержащую большое количество элементов русской музыки: за границу он взял с собой те самые записи песен крестьян Рязанской губернии. Шедевры же венских классиков, которые изучали в консерватории, не оказали на него большого влияния.
С 1872 года Леонид Дмитриевич стажировался у известного капельмейстера Вильгельма Тауберта, а затем впервые выступил как дирижер на большом авторском симфоничес­ком концерте в зале Берлинской певческой академии. Он включил в программу опять же не венских классиков и даже не сочинения своих немецких педагогов. В тот вечер звучали произведения М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. Н. Серова. Исполнил Малашкин и свою собственную программную симфонию «Жизнь художника». Немецкая критика восторженно отозвалась на это событие. Леониду Дмитриевичу сулили большое будущее.
Николай Григорьевич Рубинштейн. Фотография 1870-х годовОкрыленный первыми успехами, молодой композитор вернулся на родину. В те годы законодателем «музыкальной моды» и распорядителем концертной жизни обеих российских столиц был Николай Григорьевич Рубинштейн, основатель и директор Московской консерватории. Вот как об их знакомстве в 1902 году, уже после смерти Малашкина, писала газета «Московский листок»:
«Когда Леонид Дмитриевич по приезде в Россию приехал к Н. Г. Рубинштейну и передал ему свою симфонию и попросил исполнить ее на одном из симфонических вечеров, Николай Григорьевич, неприятно пораженный, что начинающий композитор заговорил с ним, как равный с равным, постарался дать ему это заметить и, небрежно перелистывая симфонию, стал делать замечания. Молодой и самолюбивый композитор, не привыкший за границей к такому отношению, вспыхнул и, взяв из рук его свою рукопись, сказал, что он к нему приехал не как к музыканту, но как к директору, чтобы узнать одно: будут исполнять его вещи или нет? Николай Григорьевич чрезвычайно обиделся и объявил, что в Петербурге вещи Малашкина никогда исполняться не будут».
После этого Леонид Дмитриевич приступил к самостоятельной концертной деятельности. 15 марта 1873 года в зале Дворянского собрания в Петербурге был дан концерт с участием вокалистов А. П. Крутиковой и Ф. К. Никольского и оркестра русской оперы под управлением Л. Д. Малашкина. Крутикова исполнила «Отчего, скажи, мой любимый серп», а Никольский — «Не страшна мне Волга-матушка»; музыку к обеим песням написал Леонид Дмитриевич. Сам же он представил слушателям свою «Русскую симфонию на народные темы».
Через две недели, 28 марта, уже в Мос­ковском Дворянском собрании был заявлен «Большой вокальный и инструментальный концерт» Ф. К. Никольского с участием А. П. Крутиковой, С. В. Демидова и оркестра под управлением Леонида Малашкина», где последний продирижировал своей «Торжест­венной» симфонией.
Здесь мы подходим к весьма прискорбному эпизоду в творческой судьбе Леонида Дмит­риевича. В номере московскойПетр Ильич Чайковский. Фотография А. Лоренса. 1874 годгазеты «Русские ведомости» от 4 апреля 1873 года вышла статья П. И. Чайковского «Последние недели концертного сезона». О Малашкине в ней говорилось следующее:
«Заключился концертный сезон самым жалким образом, т. е. концертом композитора господина Леонида Малашкина. <…> В его тоскливых и бесцельных музыкальных переливаниях все же видна школа, заметны теоретические сведения, слышен кропотливый труд усидчивого подбирания музыкальных звуков, достойный лучших целей. Ни в «Русской», ни в «Триумфальной» симфонии я не встретил ни одной иск­ры таланта, ни одной естественно, просто изложенной музыкальной фразы, ничего похожего на симфоническую разработку. Высидев какую-нибудь отрывочную идейку, господин Малашкин принимается повторять ее на всевозможные лады, полагая, вероятно, что это-то механическое перестановление фразы из тона в тон и есть полифонно-симфоническая разработка. Инструментует он свою музыку массивно, тяжело, безэффектно, без умения чередовать группы различных оркестровых инструментов, словом, бездарно до последней степени. И эти-то свои ученически бесцветные, томительно монотонные произведения господин Малашкин совершенно серьезно называет симфониями!».
Шок, пережитый молодым композитором, легко представить (мир искусства — жестокий мир!). Были, конечно, оценки и другого рода. Тогда же обозреватель газеты «Русский мир», отмечая недостатки сочинений Малашкина, утверждал, что «он бесспорно даровит и в качестве симфониста достиг уже замечательных результатов. <…> Симфония эта прекрасно оркестрована, местами весьма эффектна, не лишена грандиозности, свидетельствующей о том, что композитор умеет пользоваться оркестровыми эффектами, не впадая в крайность. В симфонии заметно пристрастие к основной теме, к которой автор возвращается и в последнем аллегро; но адажио и особенно скерцо производят впечатление, и этого достаточно, чтобы признать за композитором большое дарование».

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию

 
sohbet hattıelitbahiselitbahisbetgrambetgramgaziantep suriyeli escortelitcasinocuracao lisansli bahis sitelericanlı casinogebze escortkonya escorthttps://digifestnyc.com/https://restbetgiris.co/https://restbettakip.com/https://betpasgiris.vip/https://betpastakip.com/beylikdüzü escortbetgrambetgrambetgrammetroslotmetroslotelitbahiselitbahiselitbahisguncel.comelitbahisgiris.net/elitbet.commersin web tasarımelitbahiselitbahis videoelitbahis videoelitbahis