Поиск
  • 21.06.2017
  • Альбом
  • Автор Георгий Владимирович Ляпишев

Москва 1812 года на рисунках Х. В. Фабера дю Фора

Москва 1812 года на рисунках Х. В. Фабера дю Фора

Москва 1812 года на рисунках Х. В. Фабера дю Фора


После вступления наполеоновских войск в Москву в Лефортове расположилась 25-я Вюртембергская дивизия, входившая в 3-й армейский корпус маршала Нея. В ее составе был 32-летний лейтенант артиллерии Христиан Вильгельм фон Фабер дю Фор — художник-любитель, постоянно носивший с собой книгу для записей, в которую он заносил свои наброски и заметки. Эти наброски, выполненные карандашом, чернилами и акварелью, в совокупности представляют собой довольно подробную «визуальную историю» кампании 1812 года (скрепленные в отдельный том, они теперь хранятся в частной коллекции в США). Позже рисунки публиковались на отдельных листах, затем большинство их было раскрашено, а Фабер дю Фор вместе с Фридрихом фон Кауслером, своим товарищем, также вюртембержцем, участвовавшим в русской кампании, дополнили их текстовыми комментариями.


Христиан Вильгельм Фабер дю Фор родился в столице Вюртемберга Штутгарте 18 августа 1780 года и провел здесьХ. В. Фабер дю Фор. Между Дорогобужем и Микалевкой, 7 ноябрябольшую часть жизни. Фаберы дю Форы были по происхож­дению французы, в XV веке переселившиеся в Южную Германию. Отец Христиана Вильгельма, Альбрехт Ахилл фон Фабер дю Фор, служил в армии Вюртемберга, достигнув чина полковника кавалерии; мать умерла, когда мальчику исполнилось три года. Его отдали в грамматическую школу, затем отправили учиться на юриста, хотя уже тогда вполне проявился художественный талант Христиана Вильгельма: серия игральных карт со сценами из пьесы Ф. Шиллера «Валленштейн» была иллюстрирована им и опубликована в 1807 году. В конце концов он последовал по стопам отца и в 1808-м вступил в армию недавно созданного Вюртембергского королевства. Служил в артиллерии, участвовал в кампании 1809 года против Австрии, а при вторжении в Россию состоял во 2-й батарее пешей артиллерии 25-й Вюртембергской дивизии. За храб­рость, проявленную в Смоленском сражении в августе 1812 года, получил орден Почетного Легиона, позже — Рыцарский крест.
После бегства наполеоновской армии из Москвы Фабер дю Фор весной 1813 года в чине капитана в составе той же армии сражался при Бауцене, где его тяжело ранило. Конец 1813 года и большую часть 1814-го он лечился на родине, тогда же женился на Марии Маргарете Бонавенуте фон Хирлингер. В 1815 году оказался в составе Вюртембергского контингента, мобилизованного воевать за Наполеона. После Ватерлоо продолжил военную карьеру в армии Вюртемберга, дослужился до генерала (1849), вышел в отставку (1851) и умер в Штутгарте 6 февраля 1857 года.
Фридрих фон Кауслер, который составлял тексты к рисункам Фабера дю Фора, в кампании 1812 года был лейтенантом артиллерии, состоял при штабе 3-го корпуса, удостоился Рыцарского креста и чина полковника. Он известен также как автор изданного в 1839 году подробного военного атласа.

 Х. В. Фабер дю Фор. Лагерь вблизи Микалевки, 7 ноября* * *
Рисунки Фабера дю Фора о походе в Россию публика впервые увидела в 1816 году, а в 1827-м штутгартский издатель Христиан Аутенрит предложил опубликовать серию лис­тов со сценами кампании 1812 года. В 1827-1830 годах рисунки были приведены в порядок и раскрашены (о чем уже говорилось выше), а в 1831-м выставлены на продажу. Эта серия вышла небольшим тиражом под названием «Листы из моего портфеля, зарисованные на мес­те во время кампании в России». Один экземп­ляр находится в фондах Музея-панорамы «Бородинская битва».

* * *
С момента опубликования рисунков Фабера дю Фора они воспроизводились не раз как ценные свидетельства очевидца и непосредственного участника наполеоновского нашествия. Однако после того, как в 2001 году в Лондоне увидело свет еще одно издание работ художника — альбом «С Наполеоном в Россию. Иллюстрированные мемуары Фабера дю Фора. 1812», появились сомнения. Дело в том, что в альбоме наряду с 92 цветными рисунками представлено также большое количество набросков, сделанных с натуры «по горячим следам». Так вот: окончательная отделка рисунков производилась автором через двадцать лет после первой фиксации запечатленных на них событий, что в ряде случаев сказалось на достоверности изображений. Исходные наброски (поскольку Фаберу дю Фору приходилось не только рисовать, но и воевать) не всегда были достаточно подробны, многое за два десятилетия забылось; поэтому многие рисунки он окончательно оформлял по памяти. Ошибки содержат и некоторые сопроводительные тексты. Все это побуждает отнестись к данному источнику критически.Х. В. Фабер дю Фор. Москва, 8 октября. Набросок

* * *
Виды Москвы в рассматриваемом альбоме представлены на двенадцати рисунках. Укажем здесь замеченные нами неточности.
Вот набросок, по которому сделан рисунок, изображающий Новоспасский монастырь. Фактически здесь два наброска: на нижнем — монастырь, на верхнем — Воспитательный дом. В окончательном варианте верхний набросок опущен вниз и стал левой частью нижнего, что подтверждается текстом в немецком издании: «Слева на заднем плане Китай-город, к которому справа присоединяются часть Белого города, Земляной город и слободы» (следует отметить, что в английском издании этот текст отсутствует, а Воспитательный дом назван Пятницким дворцом). Таким образом, в результате Воспитательный дом и стена Китай-города «перенеслись» на противоположный берег реки. К тому же квадратная в плане башня Воспитательного дома на рисунке — круглая.

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию