Поиск

«Он дышал церковностью…»

«Он дышал церковностью…»

«Он дышал церковностью…»


Река Беспута. Окрестности села Богословского. Фотография автора. 2007 годПодъезжая в погожие выходные дни по Алексинской дороге к своему недостроен­ному домику в заброшенной деревне Тульской области, живописно расположенной в долине реки Беспуты, я каждый раз встречаюсь глазами с зелеными изразцами полуразрушенного храма. Автобус делает остановку недалеко от храма, в селе Бого­словском, которое местные жители называют Богослово. Мне давно хотелось посетить этот храм. И вот однажды я выбрала время и направилась из своей деревни в Бого­словское. День был пасмурный, скоро стал накрапывать дождь. Я вошла в распахнутые, покореженные железные храмовые двери. На стенах сохранилась роспись, но по ликам святых стекали дождевые капли. В алтаре гус­то росла крапива. Вместо купола — серое небо, глядящее сквозь ржавую арматуру…

Отсюда я пошла в местный краеведческий музей, где собраны документы по истории села Богословского — бывшего имения члена Государственного совета Владимира Карловича Саблера. Когда-то оно славилось на всю Россию как один из центров начального и среднего богословского образования.
В конце XVIII века село называлось Тетёрки — по рассказам старожилов, из-за того, что здесь водилось много тетеревов. В 1897 году помещик В. К. Саблер устроил в Тетёрках небольшую одноклассную церковноприходскую школу для крестьянских детей. Сюда первоначально поступили 22 мальчика и 46 девочек. Количество учащихся быстро увеличивалось, школа расширялась, постепенно перерастая рамки церковноприходской.
Организовав школу, В. К. Саблер на свои средства по проекту академика архитектуры М. Т. Преображенского построил в селе деревянную церковь. Купол и стены украшала рос­пись по образцу византийских мозаик конца VI века. 26 сентября, в день преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова, церковь освятили. Тетёрки были переименованы в Богословское. Владимир Карлович не переставал пестовать любимую им Бого­словскую школу, отдав в ее пользу все доходы со своего имения.
5 декабря 1908 года церковь сгорела. Епис­коп Тульский и Белевский Парфений (Левицкий) направил В. К. СаблеруМ. Т. Преображенский. Проект деревянной церкви апостола и евангелиста Иоанна Богослова в селе Богословском. Южный фасад. (ГАТО. Ф. 743, оп. 1, д. 1740; ф. 3, оп. 17, д. 623, л. 83—84). 1898 год

письмо с выражением сочувствия и советом приступить к сооружению нового храма. От себя владыка внес на это дело 100 рублей и открыл подписку по сбору пожертвований, обратившись к своей пастве с воззванием, где, в частности, говорилось: «Почетное имя «богословка» (так называли выпускниц Богословской школы. — М. С.) давно стало нарицательным именем хорошей учительницы в епархии; получив прекрасное воспитание в школе, «богословка» будет и хорошей матерью своих детей, ибо она воспитает и научит их любить Бога, любить святые храмы Божии и своих ближних; через школу и в семье она даст добрых, честных, полезных граждан государству».
Вскоре Владимир Карлович с благословения епископа Парфения учреждает Строительный комитет по возведению для школы новой церкви. Все тот же М. Т. Преображенский составляет проект, утвержденный техническо-строительным комитетом при Хозяйственном управлении Святейшего Синода.
Здесь нельзя не сказать несколько слов о представителе замечательной плеяды архитекторов русского стиля Михаиле Тимофеевиче Преображенском (1854-1930). Сложилось так, что в основном его храмы строились за границей Российской империи: в Италии (Флоренция), Черногории (Никшич, Подгорицы, Круштина Главице), Болгарии (посольская церковь в Софии), Румынии (посольская церковь в Бухаресте), Франции (Никольский собор в Ницце), Аргентине (посольская церковь в Буэнос-Айресе). Он — автор проекта Александро-Невского собора в Таллинне, генерального плана застройки Пюхтицкого женского монастыря в Эстонии.
М. Т. Преображенский. Проект каменной церкви  апостола и евангелиста Иоанна Богослова в селе Богословском. Начало 1910-х годовХрам в Богословском — один из немногих сохранившихся в России храмов, возведенных по проекту М. Т. Преображенского. Свою лепту на его строительство внесли император Николай II и императрица Александра Федоровна, пожертвовавшие 4000 рублей серебром. 21 сентября 1909 года был совершен молебен на начало работ под руководством архитектора Г. М. Никитина. Кирпичную кладку предстояло выполнять артели каменщиков подрядчика А. С. Рогова — строителя всех зданий того времени в Богословском. 23 мая 1910 года состоялась закладка нового храма. На торжество прибыли епископ Тульский и Белевский Парфений (Левицкий), викарий Тульской епархии епископ Каширский Евдоким (Мещерский), В. К. Саблер, ректор Тульской духовной семинарии архимандрит Алексий (Симанский) — будущий патриарх Алексий I, тульский епархиальный наблюдатель церковных школ священник В. Ф. Марков. В домовой церкви при большом стечении молящихся оба владыки в сослужении архимандрита Алексия, заведующего школой протоиерея Д. И. Лебединского, священника В. Ф. Маркова, многих других иереев из ближайших приходов совершили Божественную литургию. Во время этой литургии был возведен в сан протоиерея местный благочинный священник Симеон Краснов (будущий узник Соловецкого лагеря), в сан диакона — учитель церковноприходской школы Тихон Алексеевич Мечев (родной брат святого праведного Алексия Мечева), служивший в храме святителя Николая в селе Каверено, расположенном недалеко от имения Саблера. Пел хор воспитанниц школы под управлением учительницы пения матушки Татианы (до 150 голосов). По окончании литургии начался крестный Церковно-учительская школа в селе Богословском. Открытка начала ХХ векаход к месту закладки.
Жертвовались на храм не только деньги — присылались строительные материалы, ковры, церковные облачения, иконы, бого­служебные книги. К 1911 году строительство завершилось. Храм стоял на возвышении и был виден издалека. По дошедшим до нас рассказам очевидцев, его убранство отличалось красотой и благолепием. Роспись, как уже говорилось, местами сохранившуюся, выполнил известный московский мастер С. К. Шварев.
Кроме главного престола, освященного во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, храм имел два придела — равноапос­тольного Великого князя Владимира, в честь которого был крещен Владимир Карлович Саблер, и один из первых приделов во имя преподобного Серафима Саровского, освященный вскоре после его канонизации, состоявшейся во многом благодаря активному содействию на тот момент временно исполняющего обязанности обер-прокурора Святейшего Синода В. К. Саблера.

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию