Поиск

«Даятель, а не отниматель»

«Даятель, а не отниматель»

Фото: Елена Гуро в квартире на Лицейской, 4. 1900-е годы


Е.Г. Гуро. Композиция. Игрушки. Холст, масло. 1910 год

К портрету русской поэтессы, писательницы, художницы Елены Генриховны Гуро (1877–1913).

Со времени смерти Е.Г. Гуро прошло чуть более ста лет, и более шести десятилетий это имя было известно лишь небольшому кругу друзей и почитателей. Следует заметить, что и при жизни творчество Елены Генриховны оставалось практически не замеченным критикой. Лишь c середины 1970‑х годов появляются ее тексты и литература о ней — прежде на Западе, а чуть позднее и в России. Елена Гуро стоит особняком в ярком и пестром художественном мире начала XX века, хотя ее весьма ценили футуристы, признавая своей предтечей. Так, Н.Н. Асеев называл Гуро «первым новатором (по старшинству)», считая, что «Маяковский сильно обязан ей». В.В. Каменский отмечал «ее исключительное дарование» — «густое, ветвистое и стройное, как и сосновая роща». Но было бы неправильно говорить в связи с творчеством Елены Гуро о футуризме, равно как и обо всех прочих «измах», ибо оно не поддается никакому стилевому ограничению. Короткий жизненный путь Е.Г. Гуро внешне не отличался разнообразием, но в ее поэтической вселенной при внимательном вглядывании можно обнаружить много необычного и захватывающего: напряженную духовность, глубокое проникновение в тайны природы, ощущение неразрывной связи с каждой частицей творения… Откуда в этой застенчивой девочке оказалось столько воли, творческой энергии, духовной свободы? Как могла она создавать столь оригинальные художественные формы и в литературе, и в живописи? Из каких сокровенных источников черпала вдохновение? Попробуем ответить на эти вопросы, не претендуя, естественно, на полноту и непогрешимость — ибо творческую индивидуальность невозможно исследовать до конца…