Поиск

Мятлевы

Мятлевы

Иллюстрация: Дом Мятлевых на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге


В.Е. Голямин. Виды города Архангельска. 1826 год

О представителях трех поколений этой известной фамилии.

Начнем с Василия Алексеевича Мятлева (1694–1761) — первого по старшинству и заслугам перед Россией. Он родился в семье вологодского помещика Алексея Григорьевича Мятлева, служившего при Петре I провиантмейстером в Архангельске (1710–1711), где провел подворную перепись населения. В 1708 году Василий, мечтавший о дальних плаваниях, поступил на галерный флот. Далее «из воли своей и на собственном содержании» отправился в Данию и Голландию с целью обучения навигации и морской практике, а по возвращении в Россию (1715) был определен флотским унтер‑лейтенантом». В 1716 году плавал на корабле «Ингерманланд» под вице‑адмиральским флагом; из Копенгагена его послали в Гельсингфорс для привода оттуда корабля «Страффорд». В 1721‑м В.А. Мятлев командируется в Нижний Новгород — строить суда для Персидского похода Петра I, после чего участвует в десантных операциях на Каспийском море, а также в работе экспедиции по изучению берегов последнего. В 1729‑м он назначается директором Морской академии, размещавшейся в Москве в Сухаревой башне. В 1733‑м «определен капитаном над Архангельским портом для учреждения верфи и строения кораблей». Проект организации экспедиции 1733–1743 годов, получившей название Великой Северной, или Второй Камчатской, возник еще при Петре I, после смерти которого эту идею продолжали поддерживать морские офицеры, в том числе В.А. Мятлев и Ф.И. Соймонов, а также М.В. Ломоносов, сказавший, что «российское могущество прирастать будет Сибирью». В конце концов экспедиция состоялась. Работы производились поэтапно отдельными отрядами. Описание побережья от Печеры до устья Оби входило в задачу Западного Двинско-Обского отряда, базировавшегося в Архангельске. Подготовку к арктическому походу возглавили командующий Северной эскадрой контр‑адмирал П.П. Бредаль и начальник Архангельского порта В.А. Мятлев, имевший опыт строительства судов. Василий Алексеевич ревностно взялся за дело. Пришедшая к тому времени в запустение Соломбальская верфь,  основанная Петром I, вновь ожила. Уже в 1734 году здесь заложили два 54‑пушечных фрегата, к концу 1737‑го был построен канатный завод, годом ранее началось сооружение первого на Севере сухого дока. «В пятилетнее управление Архангельском Мятлев устроил порт, и его можно считать основателем тамошнего Адмиралтейства»…