restbet restbet tv restbet giriş restbet restbet güncel restbet giriş restbet restbet giriş restizle betpas betpas giriş pasizle betpas betpas giriş pasizle iskambil oyunları rulet nasıl oynanır blackjack nasıl oynanır

Поиск
  • 21.06.2017
  • Архив
  • Автор Елена Викторовна Харитонова

«Нескучный парк» (из собрания Центрального архива электронных и аудиовизуальных документов Москвы)

«Нескучный парк» (из собрания Центрального архива электронных и аудиовизуальных документов Москвы)

«Нескучный парк» (из собрания Центрального архива электронных и аудиовизуальных документов Москвы)


Территория между Москва-рекой и Калужской дорогой с середины XIX века являлась излюбленным местом отдыха москвичей. Располагавшееся на этом месте царское (с 1843 года) имение «Нескучное» привлекало горожан возможностью устраивать гуляния и пикники на свежем воздухе, а построенный здесь по распоряжению императора Николая I летний театр долгие годы служил «для увеселения московской публики». В конце XIX века усадьба стала летней резиденцией московского генерал-губернатора Великого князя Сергея Александровича.Летнее кафе у парашютной вышки. 1930-е годы. Автор Б. Игнатович. 0-112782
Фонтан со скульптурой «Девушка с веслом». 1939 год. Автор С. Васин. 0-128708В советское время на территории бывшей усадьбы и располагавшейся рядом Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки решили организовать Центральный парк культуры и отдыха (ЦПКиО) — первый в нашей стране. Торжест­венно открытый 12 августа 1928 года, в 1932-м он получил имя А. М. Горького. На площади около 200 гектаров был создан настоящий «комбинат культуры» на свежем воздухе.
Деревянные павильоны, оставшиеся от выс­тавки, долго служили в качестве парковых сооружений. До наших дней сохранился (в сильно перестроенном виде) только шестигранный Павильон машин и орудий — единственный, построенный на железобетонном каркасе.
В 1934 году началась реконструкция парка. У главного входа раскинулась Ленинская площадь, где из цветов на клумбах скомпоновали портреты Ленина и Сталина. Неподалеку стояла знаменитая парашютная вышка — дань повальному в те годы увлечению авиацией и парашютным спортом.
В парке находился Городок пионера и школьника с различными клубами по интересам, павильонами-читальнями, всевозможными аттракционами. Ковровая аллея с многочисленными цветочными панно вела к площади Фонтанов, на которой высилась огромная статуя «Девушка с веслом» работы И. Д. Шадра. В 1960-х годах скульптуру убрали, оставив лишь бассейны, облицованные черным лабрадором.
Выставочная аллея или «Культбаза» — мес­то, где проводились лекции по различным отраслям знаний, диспуты, встречи с интересными людьми. Между Главной и Ландышевыми аллеями был стадион, теннисные площадки, площадки для настольных игр.На площадке настольных игр. 1954 год. Автор М. Озерский. 0-19384
В распоряжении любителей лодочных прогулок имелись несколько прудов и водная станция на набережной Москва-реки.
На террасах бывшего ботанического сада построили Зеленый театр — самую большую тогда в стране эстрадную площадку на открытом воздухе. В разные годы здесь выступали лучшие отечественные и зарубежные исполнители, а также многочисленные самодеятельные коллективы. Театр одновременно являлся и кинотеатром с огромным по тем временам экраном (18х16 метров).
Пушкинская набережная также появилась после реконструкции 1934 года. Она расположилась на двух уровнях, соединенных красивыми лестницами. Заканчивался парк отгороженным участком, на котором находился однодневный дом отдыха.
На одной из детских игровых площадок. 1953 год. Автор Б. Колесников. 0-17694В путеводителе по Москве за 1935 год о ЦПКиО сказано: «Он не ослепляет посетителя своей иллюминацией, которой в буржуазных странах посетителя хотят заставить забыться от той трудной и проклятой жизни, в которой он живет вне парка. Нет, в наших парках рабочие — хозяева жизни, они не ищут ни беснования огней, ни дурмана. Здесь,
в этом парке, московские пролетарии культурно отдыхают, и здесь бьётся пульс той же самой жизни, какая кипит за воротами парка».
Замысел создателей парков культуры и отдыха, которые были практически в каждом советском городе, заключался не только в развлечении людей, но и в их просвещении. Читальни, лектории, кружки и секции работали бесплатно либо за чисто символическую плату.
Война отодвинула окончание реконструкции ЦПКиО более чем на десять лет. В середине 1950-х годов реконструкция все же завершилась, в результате чего парк получил монументальную ограду из чугунного литья на мощном гранитном цоколе и величественный центральный вход в виде Триумфальных ворот со стороны Крымского вала. Старые павильоны перестроили, появились новые аттракционы, открытые эстрадные и танцевальные площадки, три постоянно действующих ресторана и два кафе. Знаменитое «колесо обозрения», установленное в конце 1950-х годов, поистине впечатляло: панорама Москвы представала перед зрителями с пятидесятимет­ровой высоты. Был реконструирован и Зеленый театр.
ЦПКиО принимал посетителей не только летом, но и зимой. Катки заливались на Большом массовом поле, на стадионе и на набережной Москва-реки, а любители лыжного спорта осваивали многочисленные лесные трассы.
За годы своего существования парк сделался традиционным местом массовых празднеств, карнавалов, народных гуляний, своеобразным «зеленым клубом» столицы. Он неоднократно подвергался перепланировке: исчезали старые постройки, появлялись современные аттракционы — но неизменной оставалась любовь к нему москвичей. Читателям «Московского журнала» предлагается серия снимков, повествующих об истории парка, который вот уже для нескольких поколений москвичей остается «нескучным».

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию