Поиск

«Вот образ тот святой…»

«Вот образ тот святой…»

«Вот образ тот святой…»


В 2009 году исполняется 180 лет со дня обретения чудотворной иконы «Лобзание Иисуса Христа Иудою». Произошло это в подмосковной Николаевской Берлюковской пустыни 24 мая 1829 года при настоятеле иеромонахе Антонии (Ерофееве). В Центральном Историческом архиве Москвы хранится «Сказание об основании Николаевской Берлюковой пус­тыни и о существовании оной до сего времени», написанное там в 1854 году послушником Василием Розановым. Приводим текст «Сказания» с небольшими сокращениями:

«В то время, как строитель Антоний находился для излечения в Москве, а управление пустынью вверено было казначею <…> иеромонаху Геннадию, Всевышнему угодно было прославить место селения Своего особым Своим непосредственным посещением; Он очудотворил икону Свою во имя лобзания Христа Спасителя Иудою предателем в саду Гефсиманском; прославление последовало следующим образом.
В 15 верстах от обители в казенном селе Кудинове женщина страдала глазною болезнию более двадцати лет; и уже совершенно лишена была зрения, все средства хитрости человеческой остались тщетны при оказании помощи этой несчастной.
Аналойный образ «Лобзание Иисуса Христа Иудою». Дар Николо-Берлюковскому монастырю. XIX век<…> Однажды женщина эта после молитвы своей к Богу заснула, и зрит перед собой в сонном видении некоего благолепного мужа, который спрашивал ее: «Хочешь ли быть здоровою и прозреть?», и на ответ ее, что «она всегда усердно молит Бога и что, знать, за грехи Гос­подь лишил ее видения дневнаго света», неизвестный тот, показав икону Хрис­та Спасителя, ту самую, как она по прозрении уверяла, которая исцелила ее, сказал: «Отслужи молебен перед сею иконою, и Бог исцелит тебя». Женщина обещалась, и видение кончилось. Проснувшись, слепая рассказала виденное домашним, но где найти виденную икону, никто не знал; а у явившегося она о сем не спросила. Подумали, подумали да и положили, что если«Лобзание Иисуса Христа Иудою». Живопись. XIX век. Дар Николо-Берлюковскому монастырю игумена Георгия (Хлебникова), настоятеля Преображенского Гуслицкого монастыря. Фотография 2009 годаесть на это воля Божия, то Он Сам покажет им и икону Свою, а найти оную самим по одному только описанию слепой женщины почли делом невозможным. На другую ночь тот же самый явился опять женщине и уже с негодованием спросил: «Что же ты не исполняешь своего обещания?» — «Я бы с радостью исполнила, — отвечала слепая, — но не знаю, где отыскать таковую икону; а ты мне об этом ничего не сказал». — «Иди в Берлюковскую пустынь, — сказал явившийся, — там найдешь эту икону, отслужи перед нею молебен, и прозришь». Поутру женщина <…> просила, чтобы ее отвезли в Берлюковскую пустынь. По приезде в пустынь просили монахов отыскать икону по описанию слепой; но сколько ни искали, в церкви таковой иконы не оказалось; а потому и отслужили молебен пред местною иконою Спасителя. Слепая возвратилась домой таковою же, отчаявшись в своем исцелении. Чрез несколько времени болящая снова удостоилась видения, в котором открыто ей, что виденная ею икона находится в монастырской хлебопекарне, там она может отыскать оную и исполнить свое обещание. Немедленно слепую опять привезли в монастырь; по Икона «Лобзание Иисуса Христа Иудою». XIX век. Предположительно создана в иконописной мастерской при пустынисловам ее монахи тот час отыскали в хлебне икону Спасителя, запыленную, закопченную, стоявшую в углу без всякого призрения; отерли, обмыли, и, рассмотрев писание, спросили слепую: «Эту <…> ты видела икону?» — «Да, эта самая, — отвечала слепая, — я твердо помню, что позади Батюшки Спасителя стояли два солдата, один держал Его ручки, а другой поднял кверху веревки; а спереди Иуда окаянный лез Его целовать». — «Ну так, — сказал иеромонах, объятый благоговейным ужасом, — только лики-то очень темны, и трудно рассмотреть их: молись же с усердием, я сей час начну молебен и освящу воду». По окончании молебна слепой дали святой воды, она немного выпила, потом помазала себе глаза, и что же! В одно мгновение струпы, покрывавшие ее сомкнутые ресницы, отпали, веки разошлись, и слепая двадцать лет прозрела. Неописана была радость исцелившейся, <…> она схватила стоявшую икону, тысячекратно лобызала лик Спасителя, орошала Его теп­лейшими слезами и, не будучи в состоянии говорить, указывала предстоящим то на свои глаза, то на икону, и снова начинала лобызать и плакать.
Это происшествие, или, справедливее сказать, видимое явление премилосердного Бога в иконе Его, <…> подобно деланию бурного ветра, разнеслось по окрестностям; на другой же день многочисленная толпа народа навод­нила монастырь: все просили молебнов чудотворной иконе Спасителя, что в хлебне. <…> С раннего утра начинали петь молебны, оканчивали не ближе ночи; некоторые, потеряв терпение взойти в хлебню дверьми, лезли в окна.
Таковое бесчисленное стечение народа, небывалое в монастыре до сего времени, повергло в недоумение управлявшего монас­тырем казначея Геннадия; он не знал, как поступить: оставить икону в хлебне не было возможности, а вынести в церковь без дозволения начальства он не осмеливался. А потому через несколько времени, <…> взяв икону, он отправился в Москву к преосвященнейшему митрополиту Филарету, дабы, показав ему оную, донести лично о случившемся, и просить благословения о назначении чудотворной иконе приличествующего мес­та. Архипастырь разрешил вынести Икону в церковь с подобающим торжеством, то есть сделать в хлебню крестный ход, и поставить икону в доступном для всех молящихся месте. В десятое воскресенье после Пасхи было совершено это торжественное перенесение; икона поставлена в теплом Троицком соборе в приделе святителя Николая чудотворца в столпе, где стоит и до сего времени».
Об исцелившейся тогда же стало еще известно, что она «бывшая крестьянка, а ныне солдатка Татиана Иванова Кузнецова».

* * *

Д. Н. Шпревич. Портрет митрополита Московского Филарета (Дроздова). 1861 годВскоре после обретения образа Московская Духовная Консистория завела дело «О чудо­творной иконе Спасителя. Началось июля 14 дня 1829 года». Документы дела в совокупности с другими источниками позволяют в подробностях проследить дальнейшее.
16 июня 1829 года, как уже говорилось выше, совершилось торжественное перенесение иконы «Лобзание Иисуса Христа Иудою» из монастырской хлебни в Троицкий храм. В память этого события в обители было установлено местное празднование «в десятое воскресенье по Пасхе. <…> Накануне и в самый день празднования в пустыни бывает преимущественное стечение богомольцев, вызываемое благочестивым желанием поклониться чудотворному образу». 17 июня в монастыре получили распоряжение из Московской Духовной Консистории «О поставлении иконы Спасителя в церкви Берлюковой пустыни впредь для лучшего усмотрения», подтверждавшее резолюцию митрополита Филарета. Следующее распоряжение предписывало строго следить за новыми исцелениями от чудотворного образа, «чтобы назвать по имени получившаго исцеление <…> и того, от кого имеет удостоверение». 

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию