restbet restbet tv restbet giriş restbet restbet güncel restbet giriş restbet restbet giriş restizle betpas betpas giriş pasizle betpas betpas giriş pasizle iskambil oyunları rulet nasıl oynanır blackjack nasıl oynanır

Поиск

«Вот образ тот святой…»

«Вот образ тот святой…»

«Вот образ тот святой…»


В 2009 году исполняется 180 лет со дня обретения чудотворной иконы «Лобзание Иисуса Христа Иудою». Произошло это в подмосковной Николаевской Берлюковской пустыни 24 мая 1829 года при настоятеле иеромонахе Антонии (Ерофееве). В Центральном Историческом архиве Москвы хранится «Сказание об основании Николаевской Берлюковой пус­тыни и о существовании оной до сего времени», написанное там в 1854 году послушником Василием Розановым. Приводим текст «Сказания» с небольшими сокращениями:

«В то время, как строитель Антоний находился для излечения в Москве, а управление пустынью вверено было казначею <…> иеромонаху Геннадию, Всевышнему угодно было прославить место селения Своего особым Своим непосредственным посещением; Он очудотворил икону Свою во имя лобзания Христа Спасителя Иудою предателем в саду Гефсиманском; прославление последовало следующим образом.
В 15 верстах от обители в казенном селе Кудинове женщина страдала глазною болезнию более двадцати лет; и уже совершенно лишена была зрения, все средства хитрости человеческой остались тщетны при оказании помощи этой несчастной.
Аналойный образ «Лобзание Иисуса Христа Иудою». Дар Николо-Берлюковскому монастырю. XIX век<…> Однажды женщина эта после молитвы своей к Богу заснула, и зрит перед собой в сонном видении некоего благолепного мужа, который спрашивал ее: «Хочешь ли быть здоровою и прозреть?», и на ответ ее, что «она всегда усердно молит Бога и что, знать, за грехи Гос­подь лишил ее видения дневнаго света», неизвестный тот, показав икону Хрис­та Спасителя, ту самую, как она по прозрении уверяла, которая исцелила ее, сказал: «Отслужи молебен перед сею иконою, и Бог исцелит тебя». Женщина обещалась, и видение кончилось. Проснувшись, слепая рассказала виденное домашним, но где найти виденную икону, никто не знал; а у явившегося она о сем не спросила. Подумали, подумали да и положили, что если«Лобзание Иисуса Христа Иудою». Живопись. XIX век. Дар Николо-Берлюковскому монастырю игумена Георгия (Хлебникова), настоятеля Преображенского Гуслицкого монастыря. Фотография 2009 годаесть на это воля Божия, то Он Сам покажет им и икону Свою, а найти оную самим по одному только описанию слепой женщины почли делом невозможным. На другую ночь тот же самый явился опять женщине и уже с негодованием спросил: «Что же ты не исполняешь своего обещания?» — «Я бы с радостью исполнила, — отвечала слепая, — но не знаю, где отыскать таковую икону; а ты мне об этом ничего не сказал». — «Иди в Берлюковскую пустынь, — сказал явившийся, — там найдешь эту икону, отслужи перед нею молебен, и прозришь». Поутру женщина <…> просила, чтобы ее отвезли в Берлюковскую пустынь. По приезде в пустынь просили монахов отыскать икону по описанию слепой; но сколько ни искали, в церкви таковой иконы не оказалось; а потому и отслужили молебен пред местною иконою Спасителя. Слепая возвратилась домой таковою же, отчаявшись в своем исцелении. Чрез несколько времени болящая снова удостоилась видения, в котором открыто ей, что виденная ею икона находится в монастырской хлебопекарне, там она может отыскать оную и исполнить свое обещание. Немедленно слепую опять привезли в монастырь; по Икона «Лобзание Иисуса Христа Иудою». XIX век. Предположительно создана в иконописной мастерской при пустынисловам ее монахи тот час отыскали в хлебне икону Спасителя, запыленную, закопченную, стоявшую в углу без всякого призрения; отерли, обмыли, и, рассмотрев писание, спросили слепую: «Эту <…> ты видела икону?» — «Да, эта самая, — отвечала слепая, — я твердо помню, что позади Батюшки Спасителя стояли два солдата, один держал Его ручки, а другой поднял кверху веревки; а спереди Иуда окаянный лез Его целовать». — «Ну так, — сказал иеромонах, объятый благоговейным ужасом, — только лики-то очень темны, и трудно рассмотреть их: молись же с усердием, я сей час начну молебен и освящу воду». По окончании молебна слепой дали святой воды, она немного выпила, потом помазала себе глаза, и что же! В одно мгновение струпы, покрывавшие ее сомкнутые ресницы, отпали, веки разошлись, и слепая двадцать лет прозрела. Неописана была радость исцелившейся, <…> она схватила стоявшую икону, тысячекратно лобызала лик Спасителя, орошала Его теп­лейшими слезами и, не будучи в состоянии говорить, указывала предстоящим то на свои глаза, то на икону, и снова начинала лобызать и плакать.
Это происшествие, или, справедливее сказать, видимое явление премилосердного Бога в иконе Его, <…> подобно деланию бурного ветра, разнеслось по окрестностям; на другой же день многочисленная толпа народа навод­нила монастырь: все просили молебнов чудотворной иконе Спасителя, что в хлебне. <…> С раннего утра начинали петь молебны, оканчивали не ближе ночи; некоторые, потеряв терпение взойти в хлебню дверьми, лезли в окна.
Таковое бесчисленное стечение народа, небывалое в монастыре до сего времени, повергло в недоумение управлявшего монас­тырем казначея Геннадия; он не знал, как поступить: оставить икону в хлебне не было возможности, а вынести в церковь без дозволения начальства он не осмеливался. А потому через несколько времени, <…> взяв икону, он отправился в Москву к преосвященнейшему митрополиту Филарету, дабы, показав ему оную, донести лично о случившемся, и просить благословения о назначении чудотворной иконе приличествующего мес­та. Архипастырь разрешил вынести Икону в церковь с подобающим торжеством, то есть сделать в хлебню крестный ход, и поставить икону в доступном для всех молящихся месте. В десятое воскресенье после Пасхи было совершено это торжественное перенесение; икона поставлена в теплом Троицком соборе в приделе святителя Николая чудотворца в столпе, где стоит и до сего времени».
Об исцелившейся тогда же стало еще известно, что она «бывшая крестьянка, а ныне солдатка Татиана Иванова Кузнецова».

* * *

Д. Н. Шпревич. Портрет митрополита Московского Филарета (Дроздова). 1861 годВскоре после обретения образа Московская Духовная Консистория завела дело «О чудо­творной иконе Спасителя. Началось июля 14 дня 1829 года». Документы дела в совокупности с другими источниками позволяют в подробностях проследить дальнейшее.
16 июня 1829 года, как уже говорилось выше, совершилось торжественное перенесение иконы «Лобзание Иисуса Христа Иудою» из монастырской хлебни в Троицкий храм. В память этого события в обители было установлено местное празднование «в десятое воскресенье по Пасхе. <…> Накануне и в самый день празднования в пустыни бывает преимущественное стечение богомольцев, вызываемое благочестивым желанием поклониться чудотворному образу». 17 июня в монастыре получили распоряжение из Московской Духовной Консистории «О поставлении иконы Спасителя в церкви Берлюковой пустыни впредь для лучшего усмотрения», подтверждавшее резолюцию митрополита Филарета. Следующее распоряжение предписывало строго следить за новыми исцелениями от чудотворного образа, «чтобы назвать по имени получившаго исцеление <…> и того, от кого имеет удостоверение». 

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию