Поиск

Память сердца

Память сердца

Иллюстрация: В.И. Гранди. Балаклава. Генуэзские башни. Холст, масло. 1958 год


К.Г. Дорохов. Линкор на севастопольском рейде. Картон, масло. 1941 год

Севастопольские мотивы в творчестве московских художников 1930–1970-х годов.

Среди произведений живописи и графики, хранящихся в собрании Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя (НМГООС), есть немало работ московских авторов XX столетия, в разные годы побывавших в Севастополе и запечатлевших в пейзажах — своеобразие облика города, в тематических картинах — исторические события, происходившие здесь, в портретах — людей, прославивших эту землю. В начале 1930‑х годов Севастополь посетил Федор Семенович Богородский (1895–1959). Вместе с товарищами по цеху — А.А. Дейнекой, Г.Г. Нисским, Г.Г. Ряжским — он прибыл на Черноморский флот с целью сбора материалов к будущим картинам для предстоящих крупных выставок «Пятилетка» и «15‑летие Красной Армии».
В акварелях и живописных этюдах Ф.С. Богородского Севастополь — веселый многокрасочный город с темно‑зелеными кипарисами, голубыми тенями на ослепительно белых стенах домов, оранжевыми черепичными крышами. Сочетания уюта узких улочек и простора набережных, суровых каменистых берегов и волнующихся вод восхищали художника, просились на бумагу и холст: «Вид с Малахова кургана на вход в бухту», «Вид на город с мыса Хрустальный», «Вид на Херсонес с Северной стороны»… С высот открывались панорамы отдельных районов, и Богородский стремился показать их характерность — центральной части города с Графской пристанью, широкой площадью и отходящими от нее улицами, Корабельной стороны с маленькими домиками среди зеленых массивов, Северной стороны, почти не застроенной, но отмеченной памятником Первой обороны Севастополя — пирамидальной церковью на Братском кладбище. Интересно сегодня увидеть, каким был город тогда, но не менее интересно проявленное в этих произведениях умение автора передать утреннюю дымку над еще сонной морской гладью, полуденный зной, застывший над древними колоннами, легкую зыбь на воде от свежего вечернего бриза. Цветовые контрасты и четкость рисунка, свойственные живописной манере Ф.С. Богородского, явились теми средствами выражения, которые как нельзя лучше соответствуют природе юга…