Поиск
  • 22.06.2017
  • Былое
  • Автор Павел Александрович Гнилорыбов

«Экскурсии — это своего рода пьянство»

«Экскурсии — это своего рода пьянство»

Иллюстрация: Вид на Большой Устьинский мост и Кремль. Открытка начала XX века


У медвежатника. 1912 год

Образовательные поездки провинциальных учителей и школьников в Москву в начале XX века.

На рубеже XIX–XX столетий бескрайние просторы Российской империи перестают быть непреодолимыми благодаря быстро расширяющейся сети железных дорог. Начинается «открытие» страны ее подданными. Созревает  национальный стиль в архитектуре, изобразительном искусстве. Звучат призывы «собрать <…> отголоски минувшего, выяснить их связь с настоящим». Организовываются новые музеи. В крупных городах растет число относительно недорогих гостиниц. Все перечисленное создает предпосылки для возникновения, говоря современным языком, «массового туризма». Не в последнюю очередь это поветрие коснулось провинциальных учителей и школьников, экскурсионные поездки которых в царствование императора Николая II становятся обыденностью. В путеводителе 1873 года (раздел «Прогулка с ребенком по Кремлю») отмечается: «Диво дивное наш кремль Московский! Что за вид открывается на Замоскворечье, это загляденье; а посмотреть на Москву с колокольни Ивана Великого — не увидишь краев нашей живописной древней столицы». Детям передаются эмоции взрослых: при всех нападениях неприятеля, когда Москва «превращалась в груду развалин и пепла», Иван Великий стоял! Царь‑пушку и другие громады Кремля автор путеводителя Е. Вельтман сравнивает с египетскими пирамидами — их создавали «на удивление потомству». В 1910‑х годах поездками в Москву учеников подмосковных начальных земских школ руководило Московское губернское земство. Экскурсии начинались 10 мая и заканчивались 20 августа. Указывалось, что детей нужно познакомить не только с древними памятниками, но и вообще с Москвой «как с современным крупным городом». XX век давал о себе знать — кроме Кремля, Красной площади, Оружейной палаты, палат бояр Романовых, в «постоянную часть» программы входило посещение Политехнического музея, Зоологического сада и даже аэродрома. «Переменная часть» могла включать Ботанический сад, Исторический  музей, какую‑либо фабрику, кинематограф. За счет земства подмосковные школяры получали бесплатный ночлег, еду на 14 копеек в день (утренний и вечерний чай, завтрак, ужин), катание на трамвае и пароходе…