Поиск

Рихтер и Трояновская

Рихтер и Трояновская

Фото: У С.Т. Рихтера в день закрытия выставки работ А.И. Трояновской. Слева направо: сидят — А.Н. Кочетова, А.И. Трояновская, А.Г. Габричевский, стоят — Н. Мусисян, В.И. Прохорова, С.Г. Нейгауз, С.Т. Рихтер, А.В. Фальк (Щекин-Кротова). 1961 год


А.И. Трояновская. Портрет Святослава Теофиловича Рихтера

О многолетней дружбе выдающегося пианиста Святослава Теофиловича Рихтера (1915–1997) и художницы, певицы, педагога Анны Ивановны Трояновской (1885–1977).

А.И. Трояновская сыграла в жизни С.Т. Рихтера особую роль. Образованнейшая женщина, знавшая восемь европейских языков, дочь известного московского врача и коллекционера живописи И.И. Трояновского (1855–1928), она в начале XX века серьезно училась пению, в том числе в Италии; ей прочили большое сценическое будущее, но Анна Ивановна вдруг оставила консерваторию. Жила в Москве в Скатертном переулке, занимая одну комнату в большой коммунальной квартире. В 1943 году Анна Ивановна встретила у своей близкой подруги актрисы Н.Н. Волоховой светловолосого худощавого юношу с живым, удивительно привлекательным лицом. Это был Святослав Рихтер. Он учился в консерватории и, как говорится, «жил по знакомым». Вскоре Рихтер стал бывать у Трояновской постоянно. Приходя, «никогда не звонил у двери, а стучал с улицы в окно ♪♫♪♫♪ (!). Скиталец. <> Это был его условный знак, приветствие, его подпись, это ритмическая фигура — начала фантазии Шуберта “Скиталец”, начала любимейшего его сочинения». Она ждала Святослава, по его словам, «в любой час дня и ночи». Добрую половину комнаты занимал рояль «Бехштейн», оставленный Анне Ивановне композитором и пианистом Н.К. Метнером, в 1921 году уехавшим из России. Позже на рояле занимался тогда еще молодой композитор Ю.С. Бирюков. Играл на этом инструменте и давний знакомый Анны Ивановны художник Р.Р. Фальк. А теперь стал заниматься Рихтер. Однажды Анна Ивановна взялась писать его портрет. Он музицировал, а она делала карандашные зарисовки,  стремясь передать руки пианиста в движении. В 1945 году появился первый портрет, через десять лет — второй, а потом и третий. «Вся ее комната была увешана картинами: акварель, масло, пастель, пейзажи, натюрморты. На видном месте — два портрета С.Т. Рихтера»…