Поиск

Путь на Астрахань

Путь на Астрахань

Иллюстрация: Здание вокзала на станции Астрахань. Открытка начала XX века


Калмыцкий хоруль близ Астрахани

О строительстве Астраханской линии Рязанско-Уральской железной дороги и хозяйственном освоении левобережья Нижней Волги в конце XIX — начале XX столетия.

До середины XIX века левобережная часть бассейна Нижней Волги от Саратова до Астрахани оставалась практически необжитой — ее внешний облик мало чем отличался от того, с каким впервые столкнулись русские, присоединяя обширные земли киргизов к Российской империи; старинное же название этой территории — Букеевская Орда — нередко употреблялось и в начале века XX. Главным богатством края столетиями считалась соль, в огромных количествах вывозившаяся в различные губернии. «Соль близких к Астрахани озер обходится гораздо дешевле, и ею‑то преимущественно продовольствуется местное рыболовство. Главная нужда в соли для астраханских промыслов — весною, когда Елтонское озеро (озеро Эльтон. — Н. В.) еще покрыто льдом. Баскучанская (правильно — баскунчакская. — Н. В.) соль здесь лучшая, она идет на посол высших сортов рыбы и на икру, за исключением очень немногих, которые должны солиться пермскою солью, потому что та еще нежнее, и от нее не деревенеет рыба. Низшие сорта рыбы солятся каменной чапчачинской солью. <…> Баскучанская соль <…> направляется от Владимирской пристани на Орел, к северо‑западным губерниям, и потом на Курск, в Воронежскую губернию, кроме того, ее много идет в Тамбов и Смоленск. Сверх того, около Астрахани есть так называемые соляные озера, откуда добывается 4000000 пудов соли, отправляемой в Царицын, Саратов, Казань и Нижний». Еще Нижняя Волга славилась богатыми запасами рыбы, а прилегающая часть Каспийского моря — тюленьими промыслами. Астрахань на рубеже ХIХ–ХХ веков представляла собой динамично развивавшийся торгово‑промышленный город. «Портовый торговый оборот Астрахани в течение 25 лет (с 1873 по 1898 год. — Н. В.) увеличился более чем в 500 раз. <…> Оборот по ввозу и вывозу товаров в порты Прикаспия и Персию в 1897 г. по сравнению с 1882 г. увеличился в 2 раза. <…> Торговый флот включал 1131 единицу паровых судов, 3269 товарных баржей и 5258 других судов со служебным и рабочим персоналом в количестве 60 тыс. человек. По вместимости паровых судов Астраханский порт занимал 2 место, уступая только Одессе, а по числу парусных судов — 1 место». Однако «отсутствие железных дорог грозило падением астраханской торговли и промышленности, <…> плохо сказывалось на сбыте товаров. <…> Рыбопромышленники особенно усердно хлопотали о железнодорожной линии»…