Поиск

Несостоявшаяся выставка

Несостоявшаяся выставка

Несостоявшаяся выставка


В 1960 году в связи со строительством в то время еще двухполосной и полупустой Московской кольцевой автомобильной дороги местность под названием Теплый Стан стала час­тью столицы. Впрочем, на город эта местность была тогда еще совсем не похожа — деревенька, окруженная оврагами и лесом. А на высшем правительственном уровне уже приняли решение превратить Теплый Стан на несколько месяцев 1967 года практически в центр мира, разместив на его территории Всемирную выставку, затмившую бы все предшествующие — Парижскую (1937), для которой архитектор Б. М. Иофан создал свой знаменитый павильон, а скульп­тор В. И. Мухина — Рабочего и Колхозницу, Нью-Йоркскую (1939), Брюссельскую (1958) и многие другие, не менее достойные.Эмблема Всемирной выставки. Фотография из журнала «Архитектура СССР» (1961. №7)
Советский Союз и раньше успешно участвовал во Всемирных выставках, однако ни разу не удостаивался чести их принимать. В 1960 году сей пробел постановлено было устранить и провести Всемирную выставку в Москве. Вначале ее планировали устроить в 1966 году, однако вскоре решили приурочить к полувековому юбилею СССР и перенести на 1967 год. 5 мая 1960 года проведение ЭКСПО-1967 в Москве утвердил Международный выставочный комитет, и проектная работа закипела.
Выставка должна была проходить в течение полугода, с 20 мая по 20 ноября с размахом поистине грандиозным. Так, если Брюссельская международная выставка 1958 года занимала территорию в 200 гектаров, то для Московской предполагалось выделить земли в 2,5 раза больше — 520 гектаров. Ожидалось в общей сложности свыше 50 миллионов посетителей со всех континентов, то есть по 350-400 тысяч человек ежедневно. Советская сторона предложила для ЭКСПО-67 девиз «Прогресс и мир». «Мир» здесь как географическое понятие соединялся с актуальной в начале 1960-х годов политичес­кой идеей мирного сосуществования двух систем, понятие же «прогресс» теперь включало в себя прогресс не столько социальный, сколько научно-технический.
В первую очередь, конечно, следовало выбрать подходящее место. Первоначальных вариантов набралось целых четырнадцать — от набережной Москвы-реки на отрезке Кремль — Лужники до подмосковных Химок; среди них рассматривались деревня Соларево, Измайловский парк, Сокольники, Крылатское, Песчаные улицы, Варшавское шоссе и другие районы Москвы.
К 1961 году количество вариантов сократилось до пяти. На проекты планировки объявили широкомасштабный конкурс.
В качестве одного из мест размещения выставки предлагался район ВДНХ и Ботанического сада, при этом признавался возможным снос чуть ли не всех сооружений ВДНХ как не отвечающих новым требованиям, предъявляемым тогда к архитектуре.
Другой вариант предложил архитектор Леонид Павлов: развернуть выставку по правому берегу Москвы-реки от Л. Н. Павлов. Макет выставки для участка вдоль Москвы-реки. 1961 годКремля через Парк культуры и отдыха имени А. М. Горького до МГУ. Выставка, для которой река должна была служить транспортной артерией, превращала таким образом в экспозицию весь город. Данную концепцию, получившую название «Олимпийская река», вновь использовали в 2004 году, когда Москва боролась за возможность принять у себя Олимпиаду-2012.
Следующий вариант — Ленинские горы. В этом случае комплекс выставки стал бы частью новой градостроительной оси: спорткомплекс Лужники-МГУ-ЭКСПО-67, в значительной степени повлияв на всю планировку столицы.
Та же градостроительная ось служила ориентиром и для четвертого варианта, предусмат­ривавшего размещение выставки вплотную к МКАД между проспектами Вернадского и Мичуринским.
Однако от всех названных участков в конце концов отказались в пользу Теплого Стана. Такой выбор был обусловлен целым рядом причин. Во-первых, учли заложенную в Генеральном плане Москвы 1935 года идею развития общественного центра в юго-западном направлении. Во-вторых, сами строящиеся в то время на юго-западе столицы новые экспериментальные жилые районы (те же знаменитые Новые Черемушки) должны были послужить предметом экспозиции. Сыграло свою роль и тоМакет выставки для участка ВДНХ. 1961 год. Авторы: Л. И. Мариновский, А. С. Коробов, В. В. Лебедевобстоятельство, что Теплостанская возвышенность — самое высокое место Москвы: ее высота над уровнем моря — 253 метра, а над уровнем Москвы-реки — 135 метров. Еще одним фактором послужил пересеченный рельеф территории Теплого Стана, обладавший тогда значительным озеленением и одновременно позволявший с наименьшими усилиями устроить на многочисленных ручьях и оврагах каскад прудов, предназначенных, в частности, для демонстрации моделей новейших пароходов, катеров, лодок и других средств морского и речного транспорта.
Всю местность планировалось превратить в один из лучших парков столицы. В открытых вольерах и на лужайках должны были обитать животные, в тенистых водоемах — водоплавающие птицы и рыбы. Огромный учас­ток предстояло украсить цветочными партерами, стрижеными боскетами, фонтанами
и беседками. В оформлении выставки особая роль отводилась последним достижениям светотехники — сверхмощным ксеноновым и атомным лампам, светящимся краскам, свето-цвето-музыкальным синтезаторам, аппаратуре для устройства искусственных миражей, северного сияния и тому подобного. В зоне отдыха предполагалось разместить летний цирк, два летних кинотеатра, открытый и закрытый театры, концертную эстраду с кукольным театром, два танцевальных зала-веранды, аттракционы, детский городок,
на специальных участках и на воде — теннисные, баскетбольные, волейбольные площадки, места для игры в шахматы и шашки, лодочную станцию.