Поиск

«О жизнь моя, постой, не уходи!..»

«О жизнь моя, постой, не уходи!..»

«О жизнь моя, постой, не уходи!..»


Реклама популярных романсов на музыку и слова Т. К. Толстой, помещенная в нотах ее романса «О жизнь моя, постой, не уходи» (театрально-музыкальное издательство Н. Х. Давингоф. 1911—1914)До сих пор о ее жизни и творчестве известно немного. Лишь недавно исследователи открыли новые факты биографии и несправедливо забытые произведения Татьяны Константиновны. Так, мало кто знает, что Т. Шиловская, Т. Котляревская и Т. Толстая (этими именами подписаны многие опубликованные на рубеже XIX-XX веков романсы) — одно и то же лицо. Да и сам автор данного очерка (в силу вышесказанного, весьма краткого) в 1995 году стал лауреатом одного из конкурсов романсовых исполнителей с песней «Мне снился день», ничего при сем не ведая о создательнице композиции — Т. К. Толстой…
* * *
«Санитарный поезд <…> имел номер 68-й. Начальником его был назначен граф Никита Толстой. Я был уже в его составе и записался почему-то под именем «брата Пьеро». <…> Несколько первых рейсов с нами ездила в качестве старшей сестры графиня Толс­тая, Татьяна Константиновна, родственница графа Никиты. Это была очаровательнейшая, седая уже, добрая и благородная барыня. Она очень любила цыган и цыганские песни и пляски. <…> Кроме того, она сама писала романсы. А ее знаменитую «Спи, моя печальная» на слова Бальмонта пела всяА. Н. Вертинский в образе Пьеро.  Фотография 1918 года. dic.academic.ruМосква».
Это — из воспоминаний Александра Николаевича Вертинского. О том, как он ценил романсы Татьяны Константиновны, свидетельствует и другой фрагмент его мемуаров:
«Раненые лежали как попало — на носилках и без, стонали, плакали, бредили. В глазах у меня бешено вертелись какие-то сине-красные круги, я шатался как пьяный, мало что соображая. Вдруг я почувствовал, как кто-то схватил меня за ногу.
— Спойте мне что-нибудь, — попросил голос.
Я наклонился, присел на корточки. Петь? Почему? Бредит он, что ли?
— Спойте… Я скоро умру, — попросил раненый.
Словно во сне, я опустился на край носилок и стал петь:

В жизни кто оглянется,
Тот во всем обманется.
Лучше безрассудными
Жить мечтами чудными,
Жизнь проспать свою…
Баюшки-баю!

Закончил ли я песню — не помню. Утром мои товарищи с трудом разыскали меня в груде человеческих тел. Я спал, положив голову на грудь мертвого солдата».
Колыбельная «Баюшки-баю» на музыку Т. К. Толстой и на стихи К. Д. Бальмонта — единственное, что Вертинский смог вспомнить в этом аду.
* * *
Романсы Татьяны Константиновны трогательно печальны и напоминают поэтические миниатюры. В разные годы их включали в свои концертные программы многие корифеи оперы и эстрады. Среди исполнителей — Варя Панина (начало XX века), Тамара Церетели (1930-1940-е), Надежда Обухова (1940-1950-е), Галина Карева и Надя Тишинова (1960-1970-е), а также ряд современных певцов, работающих в жанре романса. Так, молодая солистка Нижегородского театра оперы и балета имени А. С. Пушкина Надежда Маслова сегодня с успехом гастролирует по стране с концертной программой «О жизнь моя, постой, не уходи!», целиком составленной из сочинений Т. К. Толстой.