restbet restbet tv restbet giriş restbet restbet güncel restbet giriş restbet restbet giriş restizle betpas betpas giriş pasizle betpas betpas giriş pasizle iskambil oyunları rulet nasıl oynanır blackjack nasıl oynanır

Поиск

«О жизнь моя, постой, не уходи!..»

«О жизнь моя, постой, не уходи!..»

«О жизнь моя, постой, не уходи!..»


Реклама популярных романсов на музыку и слова Т. К. Толстой, помещенная в нотах ее романса «О жизнь моя, постой, не уходи» (театрально-музыкальное издательство Н. Х. Давингоф. 1911—1914)До сих пор о ее жизни и творчестве известно немного. Лишь недавно исследователи открыли новые факты биографии и несправедливо забытые произведения Татьяны Константиновны. Так, мало кто знает, что Т. Шиловская, Т. Котляревская и Т. Толстая (этими именами подписаны многие опубликованные на рубеже XIX-XX веков романсы) — одно и то же лицо. Да и сам автор данного очерка (в силу вышесказанного, весьма краткого) в 1995 году стал лауреатом одного из конкурсов романсовых исполнителей с песней «Мне снился день», ничего при сем не ведая о создательнице композиции — Т. К. Толстой…
* * *
«Санитарный поезд <…> имел номер 68-й. Начальником его был назначен граф Никита Толстой. Я был уже в его составе и записался почему-то под именем «брата Пьеро». <…> Несколько первых рейсов с нами ездила в качестве старшей сестры графиня Толс­тая, Татьяна Константиновна, родственница графа Никиты. Это была очаровательнейшая, седая уже, добрая и благородная барыня. Она очень любила цыган и цыганские песни и пляски. <…> Кроме того, она сама писала романсы. А ее знаменитую «Спи, моя печальная» на слова Бальмонта пела всяА. Н. Вертинский в образе Пьеро.  Фотография 1918 года. dic.academic.ruМосква».
Это — из воспоминаний Александра Николаевича Вертинского. О том, как он ценил романсы Татьяны Константиновны, свидетельствует и другой фрагмент его мемуаров:
«Раненые лежали как попало — на носилках и без, стонали, плакали, бредили. В глазах у меня бешено вертелись какие-то сине-красные круги, я шатался как пьяный, мало что соображая. Вдруг я почувствовал, как кто-то схватил меня за ногу.
— Спойте мне что-нибудь, — попросил голос.
Я наклонился, присел на корточки. Петь? Почему? Бредит он, что ли?
— Спойте… Я скоро умру, — попросил раненый.
Словно во сне, я опустился на край носилок и стал петь:

В жизни кто оглянется,
Тот во всем обманется.
Лучше безрассудными
Жить мечтами чудными,
Жизнь проспать свою…
Баюшки-баю!

Закончил ли я песню — не помню. Утром мои товарищи с трудом разыскали меня в груде человеческих тел. Я спал, положив голову на грудь мертвого солдата».
Колыбельная «Баюшки-баю» на музыку Т. К. Толстой и на стихи К. Д. Бальмонта — единственное, что Вертинский смог вспомнить в этом аду.
* * *
Романсы Татьяны Константиновны трогательно печальны и напоминают поэтические миниатюры. В разные годы их включали в свои концертные программы многие корифеи оперы и эстрады. Среди исполнителей — Варя Панина (начало XX века), Тамара Церетели (1930-1940-е), Надежда Обухова (1940-1950-е), Галина Карева и Надя Тишинова (1960-1970-е), а также ряд современных певцов, работающих в жанре романса. Так, молодая солистка Нижегородского театра оперы и балета имени А. С. Пушкина Надежда Маслова сегодня с успехом гастролирует по стране с концертной программой «О жизнь моя, постой, не уходи!», целиком составленной из сочинений Т. К. Толстой.