Поиск

Трофеи Ф.М. Апраксина

Трофеи Ф.М. Апраксина

Фото: Большое паникадило на главной странице сайта музея Похьянмаа и природного центра Терранова в городе Ваасе, Финляндия


Златоустовский монастырь. 1882 год

Беседа иерея Сергия Чуракова со специальным корреспондентом «Московского журнала» Иваном Ивановичем Магером о новых обретениях на пути собирания истории разрушенного в 1930-х годах московского Златоустовского монастыря.

Иван Магер: Отец Сергий, Вы координируете работу по восстановлению истории монастыря. Вокруг Вас объединились как профессиональные исследователи, так и добровольцы-любители. С «монастырских полей» то и дело приходят вести — о неизвестных ранее фактах, озвученных на Златоустовских чтениях, о находках, сделанных во время ремонта коммуникаций на территории бывшей обители, о памятном камне, установленном в Большом Златоустинском переулке… «Московский журнал» оказывает Вашему благому начинанию информационную поддержку. И сейчас просьба: расскажите, пожалуйста, читателям журнала, что бы Вы, подводя итоги поисковой деятельности в 2016 году, особо выделили.

Отец Сергий: Это, конечно, полученные недавно сведения о судьбе большого и малого монастырских паникадил. В разных источниках упоминаются две люстры, привезенные в Россию сподвижником Пет ра I генерал‑адмиралом Ф.М. Апраксиным в качестве трофеев Северной войны (1700–1721) из шведского города Ваза — ныне это город Вааса в Финляндии. После смерти Федора Матвеевича его потомки пожертвовали оба паникадила Златоустовской обители. Во всех источниках указывается: при разрушении монастыря паникадила исчезли, и местонахождение их неизвестно. Первый шаг к прояснению судьбы этих реликвий сделала старший научный сотрудник Православного Свято‑Тихоновского гуманитарного университета Ирина Ивановна Ковалева, которая в 2016 году обнаружила документы, свидетельствующие, что обе старинные люстры после изъятия из монастыря состояли на учете в музейном подотделе Московского отдела народного образования. В январе 1929 года финляндский посланник обратился к советским чиновникам с просьбой вернуть люстры в Ваасу, где они до «пленения» украшали местную церковь, и выразил готовность возместить их стоимость «по справедливой оценке»…