restbet restbet tv restbet giriş restbet restbet güncel restbet giriş restbet restbet giriş restizle betpas betpas giriş pasizle betpas betpas giriş pasizle iskambil oyunları rulet nasıl oynanır blackjack nasıl oynanır

Поиск

«Живописное дело» на Русском Севере

«Живописное дело» на Русском Севере

«Живописное дело» на Русском Севере


Публикаций, посвященных росписям жилых домов Русского Севера, немного. Поэтому с особым интересом берешь в руки книгу Ольги Севан, знакомящую нас с домовыми росписями Каргополья, Северной Двины, Мезени, Архангельской области и других районов. Пока я читал книгу, меня не покидало чувство зависти к человеку, который подолгу бывал в этих волшебных краях, все это видел своими глазами. И не только видел, но и рисовал, обмерял, фотографировал.Расписная дверь между избой и горницей «Алешкина дома» работы мастеров Петровских. Деревня Чурковская Вельского района. Фотография 1975 года
«Большинство крестьянских домов Севера, украшавшихся росписями, — это типичные жилые постройки», — отмечает автор. Когда хозяева приглашали для работы мастера, тот расписывал не только сам дом, но и отдельные предметы: шкафчики, двери, сани. Художники ходили по окрестным деревням, часто с детьми, которые, помогая им, постигали тонкости ремесла. Стилевое единство росписей определялось как местной художественной традицией, так и индивидуальной манерой исполнителя.
В северных росписях очень распространен растительный орнамент с букетом в вазоне, «древом», «кринами» и «виноградьем». Букет изображался в форме куста сложной колористической композиции, состоящего из разных цветов. Среди них часто размещали разно­цветных птиц. Любили также и специфический геометрический орнамент, где присутствовали вихревые розетки, цветки в круге, крючковатые кресты, ромбы.Деревня Волосово Каргопольского района. Бумага, фломастер. 1982 год
Очень красивы мотивы так называемого звериного орнамента. Рисовали преимущественно коней, львов и единорогов. В изображение льва, которого художник никогда в жизни не видел, он нередко вкладывал свое представление об этом животном как о защитнике дома. Некоторые из этих львов исполнены юмора — например, написанный на филенке шкафа «Лев зверь». «Образ льва (барса) широко использовался в народных росписях, в вышивке и в прикладном искусстве Севера. Лев и барс отличаются главным образом наличием или отсутствием гривы. <…> Часто в народных русских росписях лев более похож на собаку, чем на хищного зверя. Изображались они стоящими на задних лапах, с поднятыми передними, а также стоящими или лежащими в геральдической композиции по сторонам «древа» или цветов в вазоне, с грозно поднятой лапой».
Имена некоторых мастеров дошли до нас. Интересен рассказ автора о семье Петровских — Алексее и его сыновьях из деревни Чурковской Вельского района. Большая изба, где проживала семья, получила название «Алешкин дом». Петровские работали «по живо­­писному делу» в Петербурге. Главная особенность «Алешкина дома» — размещенная в медальонах и на филенках портретная галерея. Тут и «великие князья» в мундирах, и дамы в городских нарядах. А на входной двери — портрет хозяина. Кроме того, комнаты украшены жанровыми сценами охоты, уборки сена и прочего. Нижние филенки опечья покрывает «фирменный» орнамент художника из синих трав. Живописный почерк Петровских узнается и в росписях дома Горбунова в деревне Пакшеньга.

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию