Поиск

«Живописное дело» на Русском Севере

«Живописное дело» на Русском Севере

«Живописное дело» на Русском Севере


Публикаций, посвященных росписям жилых домов Русского Севера, немного. Поэтому с особым интересом берешь в руки книгу Ольги Севан, знакомящую нас с домовыми росписями Каргополья, Северной Двины, Мезени, Архангельской области и других районов. Пока я читал книгу, меня не покидало чувство зависти к человеку, который подолгу бывал в этих волшебных краях, все это видел своими глазами. И не только видел, но и рисовал, обмерял, фотографировал.Расписная дверь между избой и горницей «Алешкина дома» работы мастеров Петровских. Деревня Чурковская Вельского района. Фотография 1975 года
«Большинство крестьянских домов Севера, украшавшихся росписями, — это типичные жилые постройки», — отмечает автор. Когда хозяева приглашали для работы мастера, тот расписывал не только сам дом, но и отдельные предметы: шкафчики, двери, сани. Художники ходили по окрестным деревням, часто с детьми, которые, помогая им, постигали тонкости ремесла. Стилевое единство росписей определялось как местной художественной традицией, так и индивидуальной манерой исполнителя.
В северных росписях очень распространен растительный орнамент с букетом в вазоне, «древом», «кринами» и «виноградьем». Букет изображался в форме куста сложной колористической композиции, состоящего из разных цветов. Среди них часто размещали разно­цветных птиц. Любили также и специфический геометрический орнамент, где присутствовали вихревые розетки, цветки в круге, крючковатые кресты, ромбы.Деревня Волосово Каргопольского района. Бумага, фломастер. 1982 год
Очень красивы мотивы так называемого звериного орнамента. Рисовали преимущественно коней, львов и единорогов. В изображение льва, которого художник никогда в жизни не видел, он нередко вкладывал свое представление об этом животном как о защитнике дома. Некоторые из этих львов исполнены юмора — например, написанный на филенке шкафа «Лев зверь». «Образ льва (барса) широко использовался в народных росписях, в вышивке и в прикладном искусстве Севера. Лев и барс отличаются главным образом наличием или отсутствием гривы. <…> Часто в народных русских росписях лев более похож на собаку, чем на хищного зверя. Изображались они стоящими на задних лапах, с поднятыми передними, а также стоящими или лежащими в геральдической композиции по сторонам «древа» или цветов в вазоне, с грозно поднятой лапой».
Имена некоторых мастеров дошли до нас. Интересен рассказ автора о семье Петровских — Алексее и его сыновьях из деревни Чурковской Вельского района. Большая изба, где проживала семья, получила название «Алешкин дом». Петровские работали «по живо­­писному делу» в Петербурге. Главная особенность «Алешкина дома» — размещенная в медальонах и на филенках портретная галерея. Тут и «великие князья» в мундирах, и дамы в городских нарядах. А на входной двери — портрет хозяина. Кроме того, комнаты украшены жанровыми сценами охоты, уборки сена и прочего. Нижние филенки опечья покрывает «фирменный» орнамент художника из синих трав. Живописный почерк Петровских узнается и в росписях дома Горбунова в деревне Пакшеньга.

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию