restbet restbet tv restbet giriş restbet restbet güncel restbet giriş restbet restbet giriş restizle betpas betpas giriş pasizle betpas betpas giriş pasizle iskambil oyunları rulet nasıl oynanır blackjack nasıl oynanır

Поиск

Протоиерей Александр Куликов (1933–2009)

Протоиерей Александр Куликов (1933–2009)

Протоиерей Александр Куликов (1933–2009)


29 апреля нынешнего года ушел из жизни один из старейших клириков Русской Православной Церкви, настоятель московского храма святителя Николая в Кленниках на Маросейке протоиерей Александр Куликов. Сейчас трудно оценить масштаб личности и деятельности этого, по общему признанию, выдающегося пастыря. Наверное, впоследствии из воспоминаний прихожан и духовных чад отца Александра соберется полная и ясная картина его многолетнего служения (хочется надеяться, что воспоминания эти будут духовно трезвыми, лишенными экзальтации и поиска так называемых чудес, что было глубоко чуждо почившему пастырю). Но самое главное уже понятно — и было понятно всегда.
Это главное, прежде всего, — бесконечное терпение отца Александра к своей огромной пастве. Он терпел все — и немощи людей, и столь частую сегодня неофитскую их дерзость. И в этом безбрежном океане терпения утихали страсти, каждый нуждающийся в духовной помощи, отчаявшийся, заблудившийся на жизненной стезе обретал смысл и верную путеводную нить.
На торжественной литургии, отслуженной в Николо-Кленниковском храме 1 декабря 2003 года по случаю 70-летия со дня рождения протоиерея Александра епископом Орехово-Зуевским, викарием Московской епархии Алексием (Фроловым), владыка так и сказал, обращаясь к прихожанам: «Я прошу не забывать благодарить Бога за то, что Он направил вас именно в этот храм, где вы встретили такого достойного, любящего пастыря, каким является отец Александр. <…> Если говорить о пастырстве, [то это] — особое явление милости Божией на земле. Господь даровал нам возможность иметь посредников между Ним и нами. <…> Если мы сегодня и восхищаемся дивному промыслу Божию об отце Александре, тут остается лишь благодарить Господа за все. <…> Сегодня мы преклоняем колени пред пас­тырским служением отца Александра. Он, как вы знаете, исполнен величайшего смирения, которое дает возможность ему — любить вас, а вам — любить его». И еще сказал тогда владыка Алексий о протоиерее Александре Куликове: «Ему, рожденному в очень трудное время, Господь ниспослал дар веры, и с этим даром он достойным образом идет по жизни».
Оглянемся же сейчас на эту жизнь — внешне скромную и неброскую, но исполненную поистине подвижнического служения у Престола Божия. Ниже приводится (в сокращении) очерк об отце Александре, напечатанный нами в № 1 «Московского журнала» за 2004 год.
* * *
Александр Сергеевич Куликов родился в деревне Александрово Рамешковского района Калининской (Тверской) области. В трехлетнем возрасте он упал и сильно ушиб бок. Образовалась опухоль. Врачи в райцентре предлагали операцию. Тогда мама, Анна Васильевна, повезла сына в Тверь и промыслительно оказалась в соборе, где в тот день служил архиепископ Калининский и Кашинский Фаддей (Успенский; ныне прославлен в лике святых; мощи его находятся в Вознесенском соборе Твери). Владыка велел причастить мальчика, а больное место помазать маслом от чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Вскоре Саша поправился. Анна Васильевна считала, что тогда по молитвам владыки Фаддея совершилось чудо.
В 1943 году на фронтах Великой Отечест­венной войны погибли отец Александра Сергей Васильевич Куликов и старший брат Петр. В 1948 году умирает Анна Васильевна. Александр с сестрами переезжает в Тверь, заканчивает там среднюю школу и одновременно прислуживает в соборе Белая Троица (именно на Троицу в этом году приходятся сороковины со дня кончины протоиерея Александра) у возглавлявшего Калининскую и Великолукскую епархии епископа Арсения (Крылова; о нем см. «Московский журнал», № 6, 1997). В 1950 году владыку переводят в Уфу с назначением епископом Уфимским и Башкирским, и он приглашает юношу к себе на должность иподиакона.
В 1952 году Александра Куликова призвали в армию. Служил он в Средней Азии, первоначально — в Фергане. И вот здесь произошло знаменательное событие — встреча с архимандритом Борисом (Холчевым;
о нем см. «Московский журнал», № 8, 1995).
Вот как об этом вспоминал в 1990-х годах сам отец Александр:После торжественной литургии в храме святителя Николая в Кленниках. В центре — епископ Орехово-Зуевский Алексий (Фролов). 1 декабря 2003 года
«С первого момента знакомства я почувствовал его прозорливость. Когда после долгого перерыва я вошел в храм, где служил отец Борис, у меня возникло желание поисповедоваться. По окончании службы я с этим желанием подошел к амвону, и вдруг отец Борис выходит из алтаря с крестом и Евангелием и ласково, но утвердительно говорит мне: «Вы желали исповедоваться». Я был потрясен. Батюшка глубоко понимал исповедующегося, он умел найти нужные слова, проникающие в душу, и учил страху Божию; у него была духовная мудрость, простота, дар постижения внутреннего состояния человека.
Отец Борис предложил мне приходить к нему в дом, ибо в то время небезопасно было солдату в форме стоять в храме, а священнику — общаться с ним. И теперь, как только отпускали в увольнение, я шел к батюшке. Меня поражала его ученость, духовная воспитанность и скромность во всем. Здесь я несколько раз исповедовался и приобщался Святых Христовых Таин. Оставляли меня и на трапезу, за которой отец Борис часто сам читал душеполезные рассказы, много говорил о старцах, об Оп­тиной пустыни, вспоминал батюшку Алексия и протоиерея Сергия Мечевых, духовным сыном которых он был в московском храме святителя Николая в Кленниках на Маросейке до своего ареста (в 1931 году. — Ред.).
После перевода отца Бориса в Ташкент, а меня — на станцию Урсатьевскую недалеко от Таш­кен­та я продолжал бывать у него: приезжая, переодевался в штатскую одежду и свободно ходил в храм на чудные богослужения епископа Ташкентского и Среднеазиатского Ермогена (Голубева) и отца Бориса. <…> Демобилизовавшись и уезжая домой, я благодарил батюшку за его отеческое отношение ко мне. При прощании отец Борис предсказал, что я буду служить в храме, где он сам служил с отцом Сергием Мечевым. Это теперь и исполнилось».
В 1956 году Александр Куликов поступает в Московскую духовную семинарию, а через два года в Успенском трапезном храме Новодевичьего монастыря епископ Дмитровский Пимен (Извеков), будущий Патриарх, рукоположил его во диакона. Местом службы был определен Владимирский храм села Куркино.
В 1959 году диакон Александр оканчивает духовную семинарию; в ноябре переводится в церковь Преображения на Преображенской площади (не сохранилась), где в это время служил «московский вития» митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич); в 1960-м назначается диаконом в Николо-Кузнецкий храм. Здесь 13 ноября 1960 года опять же епископ Дмитровский Пимен рукоположил его в сан священника. Настоятелем Николо-Кузнецкого храма был тогда протоиерей Всеволод Шпиллер, под руководством которого и возрастал молодой иерей, получая неоценимую духовно-практическую помощь.
В эпоху хрущевских гонений на Церковь и в последующие десятилетия особо ревностных священников или тех из них, кто не шел на контакт с властью, могли — в лучшем случае — в любой момент «задвинуть» в малолюдный приход куда-нибудь на далекую окраину. Отца Александра Куликова из Николо-Кузнецкого храма в 1968 году перевели настоятелем в Крестовоздвиженскую церковь в Алтуфьеве (кстати, в том же году он заочно окончил Московскую духовную академию; его кандидатская работа называлась «Таинство покаяния в деле пастырского душепопечения»), в 1969-м вернули назад священником, а в 1983-м назначили в храм Адриана и Натальи на Ярославском шоссе. И все эти годы отец Александр духовно окормлял еще остававшихся в живых членов маросейской общины времен святого праведного Алексия и священномученика Сергия. Поэтому выглядит вполне закономерным, что когда в середине 1990 года власти вернули храм святителя Николая в Кленниках Русской Православной Церкви, его настоятелем стал протоиерей Александр Куликов (вспомним провидческие слова архимандрита Бориса).Архимандрит Борис (Холчев). Фотография конца 1960-х годов
Начались неусыпные труды по восстановлению порушенной святыни. В приветственном адресе своему пастырю по случаю его 70-летия прихожане так вспоминают это незабываемое десятилетие:
«Храм находился в полном запустении и был обезглавлен. Теперь он восстановлен и в нем налажена полнокровная церковная жизнь. Ведется богослужение во всех четырех приделах, на новых главках поставлены кресты, воссоздана колокольня. Новые иконостасы, росписи, паникадила, утварь, облачения украшают богослужения.
Несмотря на скромные возможности храма, первое Ваше деяние — открытие иконописной школы, тогда еще единственной в Москве, к тому же имеющей детское отделение. Вы «приютили» иконописное отделение Свято-Тихоновского Богословского института. Вы покровительствуете не только иконописцам, но и мастерам резьбы по дереву и камню, набойке тканей для облачений, вышивке. И все это способствует украшению храма и духовному росту людей.
В эти годы произошли события уже всецерковного значения — прославление святого праведного Алексия и священномученика Сергия Мечевых, обретение и перенесение мощей старца Алексия в наш храм — Его храм. Здесь Ваше участие неоценимо».

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию