Поиск

Неумирающий русский лебедь

Неумирающий русский лебедь

Иллюстрация: Пятый Международный фестиваль «Звезды мирового балета в Кремле». Одетта — Хи Сео, Зигфрид — Тиаго Соарес. Государственный Кремлевский дворец. 2016 год


Третий Международный фестиваль «Звезды мирового балета в Кремле». Одетта — Сара Лэмб, Зигфрид — Стивен Макрэй. Государственный Кремлевский дворец. 2014 год. Фотография В. Комиссаровой

К 140-летию балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро».

Балет «Лебединое озеро» знают и любят во всем мире; чарующую музыку Петра Ильича Чайковского (1840–1893) к нему угадывают сразу же по начальным тактам. Первое представление «Лебединого озера» состоялось в Москве на сцене Большого театра 20 февраля 1877 года. И сегодня, 140 лет спустя, не верится, что сценическая судьба этого едва ли не самого популярного классического балета складывалась трудно и драматично… П.И. Чайковский ценил хореографическое искусство, хорошо разбирался в нем. Ему не нравилось пренебрежительное отношение к балетной музыке. Он писал С.И. Танееву: «Я решительно не понимаю, каким образом в выражении “балетная музыка” может заключаться что‑либо порицательное! Ведь балетная музыка не всегда же дурна: бывает и хорошая». Петр Ильич, в частности, восхищался музыкой А. Адана к балету «Жизель» и позднее — балетом «Сильвия» Л. Делиба. Когда весной 1875 года дирекция московских Императорских театров заказала Чайковскому музыку к балету, композитор с готовностью взялся за работу. В письме к Н.А. Римскому‑Корсакову он признавался, что «давно хотел попробовать себя в этом жанре»…