Поиск

«Эрмитаж русской культуры»

«Эрмитаж русской культуры»

«Эрмитаж русской культуры»


Если в Москве у Вас окажется несколько свободных дней, когда основные достопримечательности города Вами уже осмотрены, есть экскурсия, которую Вам непременно предложат, и на нее нужно тотчас же соглашаться.

Теофиль Готье. Путешествие в Россию

Есть в России города, облик которых столь выразителен и своеобразен, что, посетив их однажды, вы постоянно испытываете желание туда вернуться. Старинный и необычайно живописный подмосковный Сергиев Посад — город художников, резчиков по дереву, игрушечников, он вырос из сел и слобод, окружающих Троице-Сергиеву лавру — один из самых древних и почитаемых в России монастырей.
Если сегодня мы последуем совету Теофиля Готье (а он в 1867 году почти полдня добирался до Сергиева Посада), то всего через час после выезда из Москвы перед нами откроется величественная панорама Троице-Сергиевой обители. Монастырь основан в середине XIV века преподобным Сергием Радонежским. Он стал символом единства и возрождения русского государства, одним из центров русского православия и сокровищницей древнерусской культуры. «Тут не только эстетика, — писал П. А. Флоренский, — но и чувство истории, и ощущение народной души, и восприятие в целом русской государственности». Здесь в 1380 году преподобный Сергий Радонежский благословил Великого князя Димитрия Ивановича на решающую битву с монголо-татарами на Куликовом поле, здесь крестили многих великих московских князей и царей, сюда они приезжали перед началом или после окончания важных государственных и семейных дел.
Ансамбль зданий Троице-Сергиевой лавры — настоящий музей русской архитектуры, в котором выдающиеся памятники церковного, гражданского и крепостного зодчества XIV-XX веков сосуществуют в полной гармонии. В монастыре образовалась ценнейшая коллекция произведений искусства, в основном поступивших в качестве княжеских, боярских и царских вкладов. Большинство реликвий во много раз старше Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника, в котором они сейчас находятся (в следующем году музею исполнится 90 лет), но именно здесь начался новый этап их жизни: они впервые подверглись изучению и реставрации, стали доступны каждому, кто интересуется историей русской культуры. Древнее собрание нашло свое место среди интереснейших коллекций русского народного и современного искусства. Здесь можно почувствовать и преемственность многих поколений художников, и взаимопроникновение двух потоков национальной культуры — профессионального и народного творчества.
В экспозициях представлено богатейшее собрание иконописи, сокровища древнерусского шитья шелком, жемчугом, драгоценными камнями, шедевры златокузнецов XV-XVII столетий и одна из самых крупных в стране коллекций народного костюма, домашней утвари, орудий труда, доносящая до нас самобытную красоту крестьянской жизни. В музее можно познакомиться с изделиями всех народных промыслов и центров художественной промышленности России: Хохломы, Палеха, Жостова, Гжели.
Не случайно академик Д. С. Лихачев назвал это место «своего рода Эрмитажем русской культуры с XVI до XX века».
* * *
Первые сотрудники музея. В центре 2-го ряда – Алексей Николаевич Свирин, слева  от него — Татьяна Николаевна Александрова-Дольник, справа — Александра Дмитриевна Меркулова. В третьем ряду четвертый справа — Владимир  Дмитриевич Дервиз. Фотография 1920-х годовНачало XX века — время потрясений и перемен — превратило дореволюционную жизнь России в воспоминание. Но и в тот период осознавалась необходимость сохранения памятников истории и культуры. 20 апреля 1920 года по декрету Совета Народных Комиссаров РСФСР «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой лавры» создается Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник. Эту сложнейшую работу проделала Комиссия по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, образованная в 1918 году и просуществовавшая до 1925 года. В ее состав входили видные деятели культуры: П. А. Флоренский, Ю. А. Олсуфьев,
А. Н. Свирин, Т. Н. Александрова-Дольник, П. Н. Каптерев, И. Е. Бондаренко и другие. На основе монастырских описей были зарегистрированы собрания икон, шитья, церковного серебра, рукописей, книг, живописи, мебели — все это богатство находилось в ризнице, соборах, в библиотеке Мос­ковской духовной академии, в Вифанской семинарии. Одновременно осуществлялась широкая научно-исследовательская и издательская деятельность. К концу 1919 года комиссия в основном завершила первичное описание коллекций (около 10 тысяч единиц хранения). В работе по созданию музея приняли участие крупнейшие русские ученые: И. Э. Грабарь, П. П. Муратов, Н. М. Щекотов, М. С. Сергеев. Первым директором стал художник и общественный деятель В. Д. Дервиз, первым хранителем — историк искусства А. Н. Свирин. В течение 1924-1925 годов комиссия окончательно передала свои функции Сергиевскому историко-художественному музею. Именно тогда закладывались основы для исследовательской, хранительской, собирательской, издательской и просветительской деятельности высокого научного уровня.
Основу коллекции составило собрание древнерусского искусства. В 1920-х годах экспозиции и выставки представляли практически весь музейный фонд. В 1930-х в связи с усилением антирелигиозной пропаганды многие выставки закрыли, а часть предметов из бывшей монастырской коллекции XVIII-XIX веков передали в Гохран и в другие музеи. Однако наиболее ценные памятники удалось сохранить: изъятия практически не коснулись коллекции древнерусского искусства.
В организации музея активно участвовала творческая интеллигенция города, в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры работали художники М. В. Боскин, В. И. Хрустачев, В. Ф. Мей, В. И. Соколов. В 1920-1922 годах состоялись две первые выставки — изобразительного искусства и местных кустарных изделий. Выставка 1922 года положила начало коллекциям музея Сергиевского края, который в 1930-х годах был объединен с историко-художественным. В 1941 году фонды пополнились коллекцией московского Музея народных художественных ремесел. В дальнейшем изучение и собирание произведений народного и декоративно-прикладного искусства стало одним из ведущих направлений работы Сергиево-Посадского музея. С 1953 года многочисленными музейными экспедициями обследованы многие районы Поволжья, северных, центральных и южных областей России.

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию