Поиск

«Все эти прозрачные платья…»

«Все эти прозрачные платья…»

Иллюстрация: В.Л. Боровиковский. Портрет Великой княгини Марии Павловны. 1800 год


Модная картинка из журнала «Вестник парижских мод». 1841 год. № 16

Об отечественных производителях одежды и сопутствующих изделий (XIX век).

В эпоху наполеоновских войн Россия прекратила торговые отношения с Францией. Иностранные коммерсанты имели право вступать в купеческие гильдии только после принятия российского подданства. Для зарубежных ремесленников обеих столиц в 1810 году был введен дополнительный налог: от 20 до 100 рублей. Несмотря на это, количество чужеземцев в стране, и в Москве в частности, исчислялось тысячами. Обосновавшиеся в России выходцы из Европы владели модными парфюмерными и галантерейными магазинами, мастерскими по пошиву одежды и обуви. Однако современники утверждали, что в них «не русское есть сам только хозяин или хозяйка. <…> Скажу Вам более: поверите ли, что все эти прозрачные платья, все эти воздушные одежды, которые <…> пленяют взоры прекрасного пола, производят свою родословную прямо из Гостиного двора. Ваши тюли, газы, крепы, петинеты (легкие вязаные ткани. — Т. Р.), кружева, ленты и, словом, — все нежное продается почти исключительно в Гостином дворе и переходит в нежные руки модных торговок из крепких мышц русских купцов». Да и многие виды швейных работ выполнялись отечественными мастерами…