Поиск
  • 21.06.2017
  • Альбом
  • Автор Дмитрий Александрович Белановский

Портретная галерея Эмиля Франсуа Дессена

Портретная галерея Эмиля Франсуа Дессена

Портретная галерея Эмиля Франсуа Дессена


Россия всегда представляла интерес для иностранных художников. Многие из них оставили в искусстве заметный след (например, Дж. Доу, Э. Виже-Лебрен, И. Лампи, Ф. Крюгер), другие же до сих пор пребывают
в безвестности. Среди последних — художник из французского города Валансьена Эмиль Дессен, о котором мы и хотим здесь рассказать.
Эмиль Франсуа Дессен (Emile Francois Dessain) с перерывами прожил в нашем отечестве почти десять лет — с 1844 по 1854 год. Сегодня его живописные работы того периода разбросаны по музеям, галереям и частным коллекциям России, Грузии и Франции. Однако большая их часть хранится в музейных запасниках ввиду отсутствия информации об авторе и невозможности идентифицировать лиц, изображенных на портретах.
По возвращении во Францию Дессен оставил обширные «Записки о путешествии на Кавказ». Спустя почти тридцать лет после его смерти, в 1910 году, рукопись была передана другом художника Э. Фромантеном в муниципальную библиотеку Валансьена и до сих пор не публиковалась. В настоящее время она переведена мной на русский язык
и ждет своего издателя.
Э. Ф. Дессен не являлся выдающимся портретистом и скорее принадлежал ко второму или даже третьему ряду художников. Тем не менее, как можно судить по его воспоминаниям и работам, созданным в России во второй половине 1840-х — начале 1850-х годов, он оказался весьма востребованным и снискал себе достаточно большую популярность в высших слоях тогдашнего российского общества. Однако, несмотря на то что Дессен был знаком с членами многих аристократических фамилий, включая дочерей Николая I, в мемуарах его высокопоставленных заказчиков о нем не осталось никаких упоминаний. Краткие сведения о художнике можно найти всего лишь в нескольких иностранных справочниках. Наиболее обстоятельная статья о Дессене была опубликована в начале XX века в немецком «Словаре художников» Тима и Беккера; до сегодняшнего времени она привлекала внимание лишь узкого круга искусствоведов и музейных работников. Годы архивных поисков привели меня в Валансьен, в муниципальном музее которого хранится самая полная биография Э. Дессена, написанная Э. Фромантеном, и воспоминания самого художника, с которыми, надеемся, российский читатель скоро сможет познакомиться.
Итак, Эмиль Франсуа Дессен родился в Валансьене в семье судебного исполнителя Жана Батиста Теофиля Дессена и Жозефины Элеоноры Момаль. Отец мальчика хотел, чтобы сын пошел по его стопам, однако по настоянию деда, преподавателя живописи, разглядевшего во внуке задатки художника, Дессен в 1822 году поступил в художественную школу, которую окончил с медалью (1824). После этого Дессен едет в Париж, где учится в Школе изящных искусств. Некоторое время его проживание в Париже оплачивал дед, однако вскоре финансовое положение старого профессора ухудшилось и он уже не мог больше помогать внуку деньгами. В поисках заработка Дессен начинает заниматься росписью штор, что дает ему возможность поступить учеником к знаменитому парижскому художнику-декоратору Сисери. В 1827 году Дессен представил на конкурс пейзажистов свою большую работу «Зенобия, умирающая на берегу Аракса» и впервые принял участие в Парижском художественном салоне с картиной «Воин, умирающий за крест». Эта картина имела столь большой успех, что городские власти Валансьена назначили Дессену годовое пособие в размере 600 франков. Впоследствии он не раз выставлялся в Парижском художественном салоне.
На протяжении последующих семнадцати лет Дессен путешествовал по городам и селам отчизны, совершенствуясь как пейзажист и анималист, и до отъезда из Франции успел завоевать известность. 1844 год стал переломным: Дессен принимает решение уехать в Россию. Что же побудило художника отправиться в эту далекую страну? Согласно Э. Фромантену, поводом к отъезду послужила неудачная женитьба на актрисе Жозефине Мангаль. Чтобы как-то преодолеть душевный кризис, Дессен якобы и отправился в Петербург. Можно предположить, однако, что не менее существенной причиной путешествия была возможность заработать на портретах русских аристократов.

Портрет девочки. 1847 год. Из коллекции галереи «Акант» (Москва)

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию