restbet restbet tv restbet giriş restbet restbet güncel restbet giriş restbet restbet giriş restizle betpas betpas giriş pasizle betpas betpas giriş pasizle iskambil oyunları rulet nasıl oynanır blackjack nasıl oynanır

Поиск
  • 21.06.2017
  • Архив
  • Автор Елена Викторовна Харитонова

«Романтик в фотографии» (из собрания Центрального архива электронных и аудиовизуальных документов Москвы)

«Романтик в фотографии» (из собрания Центрального архива электронных и аудиовизуальных документов Москвы)

«Романтик в фотографии» (из собрания Центрального архива электронных и аудиовизуальных документов Москвы)


Вторая половина 1920-х годов — время, когда происходило становление «левого» направления в фотографии, заложившего основы школы советского фоторепортажа. В профессию пришли молодые, полные новаторских идей люди, ставшие впоследствии корифеями отечественного фотоискусства. Среди них — Борис Игнатович.
В. Маяковский на Красной площади. Москва, 1928 год. 2-3200 СОн начал заниматься фотографией, будучи уже опытным газетчиком, проработавшим на журналистской ниве несколько лет — в Луганске, Харькове, Уфе, Москве, Ленинграде. До того как впервые взять в руки камеру — подаренный кем-то портативный «Кодак», Игнатович редактировал журнал «Горняк», заведовал редакциями сатирических журналов «Дрезина», «Смехач», «Бузотер». Снимок друга и коллеги — писателя Михаила Зощенко — первый опыт Бориса Всеволодовича в фотоискусстве. Эта ранняя работа (1923) ныне является классической. В ней просматривается одна принципиальная черта творческого почерка мастера — предпочтение репортажного подхода к действительности (впрочем, приверженность репортажу была тогда в значительной мере свойственна всей отечественной журналистике).
В 1927 году Б. В. Игнатович становится фотокорреспондентом газеты «Беднота». Отличительная особенность его съемок этого периода: он не стремился «ловить мгновение». Вслед за своим единомышленником и коллегой по группе левых фотографов «Октябрь» Александром Родченко Борис Игнатович считал выразительность снимка не менее важной, чем достоверность. Историки фотографии не раз отмечали, что
в 1920-1930-х годах Игнатович достигал художественного эффекта с помощью крупных планов и необычных ракурсов — так называемой «косины» и «упаковки» кадра. Однако дело не только в использовании отдельных выразительных средств, а и в том, какое образно-художественное целое они составляют. Профессор А. С. Вартанов писал о творчестве Игнатовича: «Он обладал своей неповторимой манерой раскрывать фотографическую красоту предметов и явлений, не нарушая естественности их существования». Хрестоматийный пример — работы «Первомай» (1927) и «В. Маяковский на Красной площади» (1928). Другая грань творчества Б. В. Игнатовича раскрылась в серии снимков 1928 года — «Чаепитие в Раменском», «На печи», «В гостях у земляка». Здесь он показал себя зрелым мастером, виртуозно владеющим композицией; каждый кадр — высококлассная публицистика, дающая представление о нравах и быте той поры.
Более сорока лет Борис Всеволодович снимал Москву, вел своеобразную фотолетопись города, начало которой было положено в конце 1920-х годов. Архитектурные памятники, тихие улочки в центре столицы и новостройки на ее окраинах, повседневная жизнь москвичей — все это запечатлела его фотокамера.
В 1931 году Игнатович сделал серию снимков Ленинграда для специального выпуска журнала «СССР на стройке». Снимая Исаакиевский собор с самолета, автор достиг такой композиционной ясности и простоты, которую нелегко получить даже в студийных условиях. Наряду с художественной выразительностью, эти кадры не лишены актуального публицистического содержания: достаточно вспомнить, чем являлась авиация для людей в 1920-1930-х годах.
В начале 1930-х в фотографии стали применять такое техническое новшество, как съемка «Лейкой» с расстояния 40-50 сантиметров. Борис Всеволодович в своих записках назвал это «приемом вывернутого винтика». Идею подал фотожурналист Елизар Лангман: удалив стопорный винтик, он мог максимально выдвинуть объектив и снимать людей и предметы со сверхблизкой дистанции. Одна из самых известных работ Игнатовича — «У Эрмитажа» (1931) — выполнена с помощью этого приема.
Особое место в ряду его снимков довоенного периода занимают лозунги, вывески, плакаты. Игнатович снимал слово как особую натуру, фиксируя бытование информации
в городской среде.
За пятнадцать лет напряженной работы Игнатович стал непререкаемым авторитетом для коллег по журналистскому цеху, а его лидирующая роль в группе «Октябрь» и яркое воплощение теоретических концепций
в повседневной творческой практике позволяли говорить о нем как об одном из ведущих фоторепортеров страны.
До недавнего времени Б. В. Игнатович рассматривался специалистами преимущественно в качестве одного из пионеров оте­чественной фотографии; соответственно, изучение наследия мастера ограничивалось 1920-1930 годами. Военный же период творчества Игнатовича, а также его поиски в области цветной фотографии 1950-1960 годов довольно долго оставались вне поля зрения
и лишь в последнее десятилетие вновь начали привлекать интерес исследователей.
Многие военные фотографии Игнатович сделал во время своего пребывания в составе партизанского соединения. На этих снимках главное — люди. Портреты, крупные планы, «выхваченные» из потока времени, как бы остановленные мгновения — десятки незабываемых живых лиц…
Сын полка. 1942 год. 0-117210В 1950-х годах Борис Всеволодович с присущим ему жаром занялся цветной фотографией. Он снимал среднерусские пейзажи, архитектуру, портреты. Его не пугали технические трудности; беспокоил другой вопрос: «Идти ли путем Запада с его сверхнатуралистическим анилином или искать своих путей в согласованных цветовых решениях?» Обретенный после долгих поисков ответ гласил: «Я стою за эту «умиротворенную» гамму цвета, во многом идущую от традиций нашей русской живописи».
Б. В. Игнатович коллекционировал старую фотоаппаратуру, объективы, линзы, вдумчиво, уважительно относясь к самой технологии фотографии. В крошечной лаборатории, на оборудовании, сделанном в основном собственными руками, он подчас творил чудеса. Технологические вопросы — тема, часто обсуждавшаяся им с учениками и единомышленниками. Техническую культуру и грамотность, чувство техники Игнатович ценил
в людях так же высоко, как и художественную одаренность.
За свой долгий творческий путь в фотографии Борис Всеволодович работал в разных стилях: от строгого документализма, фотографического конструктивизма до пикториальных приемов, которые он начал применять в конце 1930-х годов и продолжил в снимках военных лет, сочетая эти приемы с необычными световыми эффектами. Тем не менее мастер всюду сохранял свой неповторимый почерк, стиль, ощущение жизни. Он был настоящим «романтиком в фотографии», умея видеть и снимать пребывающее вне времени и пространства: сущность людей, вещей, событий…

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию